Большая Советская Энциклопедия
одна из школ индийской миниатюры (11≈16 вв.). По своему содержанию миниатюры Г. ш. почти целиком являются иллюстрациями религиозных книг джайнов, главным образом «Калпа-сутры» ≈ жизнеописания Махавиры. Исключения ≈ произведение светского содержания «Васанта Виласа» (145
, повествующее о весне и любви, и др. Первоначально (примерно до 2-й половины 14 в.) миниатюры выполнялись на длинных и узких пальмовых листьях, на которых писались также тексты. Их композиция отличалась простотой и условностью (плоские фигуры располагались в профиль или четверть оборота, часто горизонтальными рядами один над другим), тонкий рисунок контурных линий и орнаментальных украшений сочетался с яркими локальными красками. Со 2-й половины 14 в. бумага заменила пальмовые листья, композиция усложнилась, стали вводиться элементы архитектуры и пейзажа. При гуджаратских шахах (1396≈157
-
для миниатюры Г. ш. характерны динамичность фигур, чёткость рисунка контурных линий, обилие декоративных деталей. Г. ш. миниатюры сыграла значительную роль в формировании ранней раджпутской школы , возникшей в 16 в.
Лит.: Тюляев С. И., Искусство Индии, М., 1968, с. 112-21; Brown W.N., A descriptive and illustrated catalogue of miniature paintings of the Jaina Kalpasutra, Wash., 1934; Chandra М., Jain miniature paintings from Western India, Ahmedabad, 1949; The Vasanta Vilasa. A poem... bysanskrit and prakrit stanzas and illustr. with miniature paintings edited by W. Norman Brown, New Haven, 1962.
С. И. Тюляев.