Большая Советская Энциклопедия
наиболее распространённый судовой движитель . Состоит из насаживаемой на гребной вал ступицы с лопастями, расположенными на равных угловых расстояниях одна от другой, под некоторым углом к продольной оси вала (рис. 1).
Различают Г. в. цельные, с лопастями, отлитыми или отштампованными вместе со ступицей, со съёмными лопастями, с поворотными лопастями (т. н. винты регулируемого шага, у которых шаг может быть изменен поворотом лопастей во время движения судна, чем изменяется скорость и направление движения судна, при неизменных направлении и скорости вращения Г. в.).
Основные геометрические характеристики Г. в.: диаметр D ≈ удвоенное расстояние от оси до наиболее удалённой в радиальном направлении точки лопасти; шаг Н винтовой поверхности, образующей лопасти; шаговое отношение H/D; дисковое отношение ≈ отношение площади поверхности всех лопастей к площади окружности диаметром D; число лопастей Z и форма сечений лопастей соосными с Г. в. цилиндрическими поверхностями. Диаметр современных Г. в. ≈ 0,2≈0,3 м у моторных лодок, до 10 м у крупных танкеров, шаговое отношение ≈ в пределах 0,4≈2,0, дисковое отношение ≈ 0,3≈1,2, число лопастей от 2 до 8, чаще применяют 3≈5-лопастные Г. в. (рис. 2). Изготовляют Г. в. из латуни, бронзы, чугуна, стали, пластмасс.
Принцип действия Г. в. тот же, что и воздушного винта . В основе современных методов расчёта Г. в. лежит вихревая теория Н. Е. Жуковского, однако расчёт Г. в. усложняется значительно большей, чем у воздушных винтов, шириной лопастей и возникновением кавитации . Г. в. и корпус судна гидродинамически взаимодействуют, вследствие чего потребляемая Г. в. мощность зависит от формы обводов корпуса судна и расположения Г. в. относительно корпуса.
Лит.: Лаврентьев В. М., Судовые движители, М. ≈ Л., 1949: Басин А. М., Миниович И. Я., Теория и расчёт гребных винтов, Л., 1963; Кацман Ф. М., Кудреватый Г. М., Конструирование винто-рулевых комплексов морских судов, Л., 1963.
И. Я. Миниович.
Википедия
винт ""Гребно́й винт "" — наиболее распространённый современный движитель судов, а также конструктивная основа движителей других типов.
Любой современный гребной винт — лопастной , и состоит из ступицы и лопастей , установленных на ступице радиально на одинаковом расстоянии друг от друга и повёрнутых на одинаковый угол относительно плоскости вращения, и представляющих собой крылья среднего или малого удлинения. Гребной винт насаживается на гребной вал , приводимый во вращение судовым двигателем. При вращении гребного винта каждая лопасть захватывает массу воды и отбрасывает её назад, сообщая ей заданный момент импульса , — сила реакции этой отбрасываемой воды передаёт импульс лопастям винта, лопасти, в свою очередь, — гребному валу посредством ступицы, и гребной вал, далее, — корпусу судна посредством опорного подшипника .