Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Словарь медицинских терминов

голос певческий

голос при пении, характеризующийся особым произвольным дыханием с быстрым бесшумным ротовым вдохом и замедленным выдохом, а также большим объемом вдыхаемого воздуха.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

голос певческий

характеризуется высотой (сопрано, меццо-сопрано, контральто; тенор, баритон и бас), тембром и подвижностью (колоратурный, лирический, драматический и др.), диапазоном (ок. 2х октав). В пределах диапазона различают регистры: грудной и фальцетный у мужчин, грудной, центральный и головной у женщин. Для профессионального исполнения голос певческий нуждается в постановке (см. Постановка голоса).

Большая Советская Энциклопедия

Голос певческий

Понятие «певческий голос» связано со способностью человека петь (см. Пение ). В отличие от речи, звуки Г. п. имеют точную высоту, могут долго длиться. Они проявляются на гласных. Пользоваться Г. п. человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Детский Г. п. достигает своего полного объёма (полторы октавы), как правило, к 13 годам. Он отличается светлым, серебристым, напоминающим фальцет тембром. Детские голоса, в особенности голоса мальчиков, используются главным образом в детских хорах. После мутации голос мальчика понижается на октаву, одновременно меняются его сила, диапазон и тембр. При этом нередко пропадают лучшие певческие свойства голоса мальчика. Для сохранения выдающихся певческих голосов у мальчиков-певцов в Италии в 17≈18 вв. применялась кастрация .

Различают Г. п. бытовой («не поставленный») и профессиональный («поставленный»). Под постановкой голоса понимается приспособление и развитие его в целях профессионального использования. Такие качества Г. п., как яркость, красота, сила и длительность звучания, широта диапазона, гибкость, неутомляемость, во многом определяющиеся природными свойствами голосового аппарата, могут быть развиты в процессе постановки голоса. Голос может быть поставлен для оперно-концертного пения, исполнения народных песен, эстрадного пения и т. д.

Определяющие качества Г. п. ≈ красота тембра и способность долго выдерживать звуки. Оперно-концертный голос должен быть хорошо слышным в больших залах, то есть обладать так называемой полётностью. Полётны звонкие, металличные голоса. Качество металличности и полётности определяется наличием в спектре голоса группы высоких обертонов, так называемой высокой певческой форманты. Округлость и мягкость звучания голоса зависят от усиления обертонов низкой части спектра. Высокая и низкая певческие форманты, а также вибрато (пульсация с частотой 5≈6 раз в секунду) определяют красоту и льющийся характер голоса.

Важное качество Г. п. ≈ его сила. Оперное пение требует сильного голоса, который может наполнять большой зал и быть слышным на фоне оркестрового сопровождения. Голос от природы имеет регистры . Под регистром понимается ряд однородных по тембру звуков, производящихся единым физиологическим механизмом. Звуки разных регистров звучат по-разному. В мужском голосе выделяют грудной регистр в нижней части диапазона и фальцетный в верхней. Грудной регистр отличается силой и богатством звучаний. Фальцетный слаб и беден по тембру. В женском голосе различают грудной регистр, центральный, в котором совмещается головное и грудное звучание, и головной в верхней части диапазона, звучащий светло, открыто.

Профессиональный Г. п. должен иметь диапазон в две октавы и звучать ровно на всём протяжении диапазона. Это достигается с помощью развития смешанного звучания, так называемого микста.

Голоса классифицируются по тембру и высоте. Различают шесть основных типов голосов. Самый высокий женский голос ≈ сопрано , средний ≈ меццо-сопрано , самый низкий ≈ контральто . Среди мужских голосов самый высокий ≈ тенор , средний ≈ баритон и низкий ≈ бас . В каждом типе голоса более высокие и светлые по звучанию голоса носят название лирических, а более низкие, густые и тёмные ≈ драматических.

В большинстве случаев использование Г. п. связано со словом. Выразительное донесение поэтического текста в пении определяется чёткостью произношения согласных и умением соединять Г. п. с элементами речевых интонаций. Основной формой звуковедения Г. п. является связное пение, лежащее в основе кантилены , и умение петь в быстром движении ≈ беглость.

Лит.: Багадуров В. А., Очерки по истории вокальной методологии, ч. 1≈3, М., 1929≈37 (ч. 3 ≈ Очерки по истории вокальной педагогики, 2 изд., М., 1956); Развитие детского голоса, М., 1963; Морозов В., Тайны вокальной речи, Л., 1967; Назаренко И., Искусство пения, 3 изд., М., 1968; Дмитриев Л., Основы вокальной методики, М., 1968; Tarneaud J., Seeman М.. La voix et la parole, P., 1950; Luchsinger R., Arnold G. E., Lehrbuch der Stimmeund Sprachheilkunde, 2. Ausg., W., 1959; Hussen R., La voix chantée, P., 1960.

Л. Б. Дмитриев.