Энциклопедический словарь, 1998 г.
винтовая зубчатая коническая передача со скрещивающимися осями, в которой вершины начальных конусов не совпадают, а зубья косые или криволинейные. Применяется в приводах ведущих колес автомобилей и тракторов, в тепловозах, текстильных машинах и т.п.
Большая Советская Энциклопедия
(сокращенное от гиперболоидная), особый вид винтовой зубчатой передачи, осуществляемой коническими колёсами со скрещивающимися осями. В Г. п. ось малого зубчатого колеса (шестерни) смещена относительно оси большого зубчатого колеса. При передаточном числе i =1≈2,5 смещение Е £ (0,33≈0,23) Dk, где Dk ≈ диаметр колеса (рис.), при i > 2,5 смещение E £ 0,20 Dk. Колёса Г. п. могут иметь косые, или криволинейные, зубья; угол скрещивания осей обычно равен 90╟. Передаточное число большинства Г. п. не превышает 10, однако в некоторых случаях достигает 30 и более. Нагрузочная способность Г. п. по сравнению с др. передачами со скрещивающимися осями выше благодаря линейному контакту зубьев и увеличению числа пар зубьев, находящихся в зацеплении. В Г. п. обеспечивается хорошее притирание сопряжённых поверхностей; этим объясняется плавная и бесшумная работа передачи. При тех же Dk и i шестерня Г. п. имеет больший размер, чем обычная коническая; это позволяет увеличить диаметр вала шестерни и т. о. сделать его более жёстким, применить подшипники большего размера, т. е. повысить их долговечность.
Недостатком Г. п. является повышенная опасность заедания, обусловленная скольжением вдоль линий контакта зубьев. Это явление сопровождается снижением несущей способности масляного клина. Опасность заедания устраняется применением противозадирной смазки (гипоидного масла) и термической обработкой зубьев, обеспечивающей высокую твёрдость их поверхности.
Г. п. применяют в приводах ведущих колёс автомобилей и тракторов, в тепловозах, в текстильных машинах для передачи вращения от одного вала многим десяткам веретён, в станках для обеспечения высокой точности при большом передаточном числе, в прецизионных станках вместо червячных передач.
Лит.: Проектирование зубчатых, конических и гипоидных передач, пер. с англ., М., 1963; Решетов Д. Н., Детали машин, 2 изд., М., 1964.
А. А. Пархоменко.
Википедия
Гипоидная передача ( гиперболоидная ) — вид винтовой зубчатой передачи , осуществляемой коническими колёсами со скрещивающимися осями (обычно 90°). Гипоидная передача имеет смещение по оси между большим и малым зубчатыми колесами. Данный тип передачи характеризуется повышенной нагрузочной способностью, плавностью хода и бесшумностью работы. Передаточное отношение от 1 до 10 (в пределе: до 60).
В отличие от обычных конических передач , начальные конусы которых имеют совпадающие вершины и касаются по общей образующей, вершины начальных конусов гипоидных колес не совпадают, а их оси смещены на величину так называемого гипоидного смещения Е=kd, где k — коэффициент гипоидного смещения (обычно k=0,2—0,3), а d — средний начальный диаметр колеса .
Зубья гипоидных колес имеют пропорционально уменьшающуюся высоту от наружного к внутреннему диаметру.