Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

Гинвил (герб)

Гинвил — польский дворянский герб .

Гинвил

Гинвил может означать:

  • Гинвил — польский дворянский герб.
  • Гинвил — легендарный князь полоцкий, известный только по «Хронике Быховца».
  • Гинвил — легендарный князь литовский, отец Гедруса .
  • Гинвил — воевода великого князя литовского Витовта .
Гинвил (князь полоцкий)

Гинвил Мингайлович (середина XIII века ) — легендарный князь полоцкий .

Его отцом показан Мингайло , именовавший себя новогрудским русским князем, получивший согласно сведениям Матея Стрыйковского в удел от своего отца Эрдзивила Новогрудок, Подляшье, а также все захваченные Литвой русские земли от Вилии до истоков Немана, с русской и литовской дружиной захватил Полоцк, став первым из литовских князей именовать себя полоцким князем.

В « Хронике Быховца » приведена легенда о том, что литовский князь Мингайло завоевал Полоцк и отдал город своему сыну Гинвилу, принявшему в православии имя Борис:

И после смерти своего отца князь великий Мингайло собрал войска свои и пошёл на город Полоцк и на мужей полоцких, которые управлялись вечем, как Великий Новгород и Псков. И прежде всего пришли к их городу называемому Городень. И мужи полоцкие, собрав свои полки, встретили их под Городцом, и был между ними великий бой и сеча, и помог бог великому князю Мингайлу, который разбил всех мужей полочан наголову и сжег город их Городень, и город Полоцк взял и сделался великим князем Полоцким. И был он великим князем Полоцким и Новогрудским, и княжил много лет и умер. И оставил после себя двоих сыновей своих, одного Скирмунта, а второго Гинвила, и Скирмунт начал княжить в Новогрудке, а Гинвил в Полоцке, и взял Гинвил у великого князя Тверского у Борка /Бориса/ в жены дочь по имени Марию, из-за которой окрестился в русскую веру, и дали ему имя Юрий; и тот Юрий правил немного времени, и умер. А после себя оставил в Полоцке сына своего Бориса, и тот князь Борис создал город по своему имени на реке Березине, и назвал его Борисов.

Легенда эта также имеется у Мацея Стрыйковского. По мнению ряда исследователей, Стрыйковский относит захват Полоцка к 1190 году, что, однако, по их мнению, противоречит известиям Ипатьевской летописи , а также данным генеалогии литовских князей, согласно которым Эрдзивил, отец Мингайло, был жив 1220 году. Между тем, у Мацея Стрыйковского легенда эта не датирована, но отнесена к более позднему времени (между 1221-м и 1240-м годами) и описана следующим образом: Так тогда Мигайло первый из литовских князей стал полоцким и новогрудским князем, усмиривши их /половчан/ гордость, и позднее, прожив на обоих княжествах долгий век, в глубокой старости умер в Новогрудке, оставив после себя на обоих княжествах двух сыновей: Скирмунта и Гинвила.

Скирмунт и Гинвил, устроив за поганским обычаем достойный похорон своему отцу князю Мингайло, насыпали на его костях высокий курган недалеко Новогрудка, а потом Скирмунт как старший осел на отцовской столице Княжества Руського и Повилийской Литви в Новогрудке.

Гинвил же как младший взял в удел Полоцкое княжество, счастливо владея которым, взял в жёны княжну Марию, дочь великого тверского князя Бориса, ради которой окрестился в греческую русскую веру, и при крещении дали ему имя Юрий. Это первый литовский князь, который стал христианином. Он вёл долгую войну с псковичами и смоленцами и споры за общие границы, а потом умер в почтенном возрасте, оставив после себя сына Бориса.

Достоверность источников Матея Стрыйковского пока ещё недостаточно изучена. По мнению некоторых исследователей, ослабленная Полоцкая земля в 1230-х гг. могла принять литовского князя, который женился на представительнице местной династии, перейдя в православие . Поздняя традиция приписала ему основание города Борисова , строительство монастырей и соборов, осуществленное до него полоцкими Рюриковичами .

В Евреиновской летописи события описываются следующим образом: ... и поможе бог великому князю Микгаилу, и побил волочан наголову, и Городец сожже, и город ПосЂк взял, и стал великим князем полотцким. И будучи ему великим князем новгородцким и полотцким, и княжил много лЂт и умре. И оставил по собЂ дву сынов своих, одного Шкварна, a другово Кгинъвила, Шкварно же начат княжить на НовЂгородцЂ, a Кгинвал на Полотцку. И понял Кгинвил доч y великого князя Бориса тверскаго именем Марию, и ея для крестился в рускую вЂру, и дали ему имя Борис. И тои Кгинвил, нареченныи Борис, учинил город на имя своё на рЂце Березыни и назвали его Борисов. И будучи ему русином, был велми набожен и учинил церковь каменую в Полотцку святая СофЂя, a другую церковь святаго Спаса, девичь монастырь вверх рЂки Полоты от города c полмили, третию церковь святаго Бориса и ГлЂба — манастыр на Белчицы. И княжачи ему в Полотцку был ласков до подданых своих и дал им волости и вече мити, и [в] звон звонити, и по тому ся справовояти, яко ся рядет в Великом НовЂгороде и во Пскове. И тои князь Борис c тою женою Мариею и мЂл дЂтеи двое, сына ГлЂба и доч ПарасковгЂю. Сам умре, а по собЂ на Полотцку оставил князем ГлЂба, сына своего. A доч Парасковгия обЂщалася девичество своё хранити в целости до живота своего и постриглася в черницы y святаго Спаса в монастырЂ под Полатою, и жила седмь лЂт, богу служа и книги пишуще на церковь.

Матей Стрыйковский же считает Бориса сыном Гинвила, а отцом Глеба и Парасковии называет сына Бориса по имени Рехвольд, крещённого именем Василий.