Энциклопедический словарь, 1998 г.
химический ракетный двигатель, работающий на т.н. гибридном топливе (обычно твердое горючее и жидкий окислитель). Созданы экспериментальные образцы с максимальной тягой в несколько десятков кН.
Большая Советская Энциклопедия
ракетный двигатель, работающий на сочетании твёрдых и жидких компонентов топлива. Один из компонентов, находящийся в твёрдом состоянии, как правило, размещается в камере сгорания, в которую подаётся другой (жидкий) компонент. Впервые Г. р. д. разработан в Группе изучения реактивного движения в 1933 (см. Ракетный двигатель ).
Википедия
Гибри́дный раке́тный дви́гатель — химический ракетный двигатель , использующий компоненты ракетного топлива в разных агрегатных состояниях — жидком и твёрдом. В твердом состоянии может находиться как окислитель , так и горючее .
Наличие твёрдого компонента позволяет существенно упростить конструкцию, что делает ГРД одним из самых перспективных, надёжных и простых типов ракетных двигателей. Применяемые окислители достаточно распространены — жидкий и газообразный кислород , закись азота . Топливом может быть любое твёрдое горючее вещество — ПВХ , бутилкаучук , резина , парафин и прочее (шутки ради в передаче « Разрушители легенд » запустили ракету на закиси азота и колбасе 1).
В СССР первый полёт экспериментальной крылатой ракеты , спроектированной под руководством С. П. Королева в ГИРД , оснащённой гибридным ракетным двигателем, состоялся 23 мая 1934 года .
В настоящее время в Российской Федерации исследованием и постройкой ГРД занимается Исследовательский Центр имени М. В. Келдыша.
На первом частном космическом челноке « SpaceShipOne » компании « Scaled Composites », поднявшемся в 2004 году на высоту более 100 км, использовался именно ГРД.
Преимущества по сравнению с жидкостными двигателями:
- Более простая конструкция .
- Простота в обслуживании (проще инфраструктура заправки, зачастую не нужна нейтрализация проливов ).
- Компактность .
- Возможно добавление в топливо металлического порошка.
Преимущества по сравнению с твердотопливными двигателями :
- Теоретически более высокий удельный импульс .
- Безопасна: не взрывается от трещин в топливной шашке; ракету можно перевозить без окислителя и заправлять им на месте.
- Управляема: возможны управление тягой, остановка и запуск. Твёрдое топливо будет гореть, пока не выгорит целиком.
- Чистый выхлоп: топливо и окислитель зачастую неядовиты.
Недостатки:
- У гибридных ракетных двигателей имеются свои технические проблемы: по мере выгорания топлива меняется тяга, а топливо во многих конструкциях испещрено каналами, и потому его плотность не столь высока.
- Большая камера сгорания делает двигатель нерентабельным для установки на крупные ракеты.
- Двигатель склонен к «жёсткому старту», когда в камере сгорания накопилось много окислителя, и при зажигании двигатель даёт за короткое время большой импульс тяги.
- Невозможна дозаправка. В зависимости от назначения ракеты, это может быть или не быть проблемой.
- Для руления приходится использовать дополнительный двигатель .
- Невозможно регенеративное охлаждение сопла, топливная завеса .