Энциклопедический словарь, 1998 г.
художественная школа в Италии 17 в. Сложилась под влиянием венецианской живописи 16 в., а также П. Рубенса и А. ван Дейка. Пасторальные и бытовые сцены, парадные портреты, религиозные и мифологические композиции (Б. Строцци, Дж. Б. Кастильоне, А. Вассалло) отличаются сочной живописностью.
Большая Советская Энциклопедия
одна из местных школ живописи в Италии 17 в. Сложилась к концу 1-й трети 17 в. под влиянием как традиций итальянской живописи 2-й половины 16 в., так и работавших в Генуе фламандских живописцев П. П. Рубенса и А. ван Дейка . Сочная живописность и чувственность фламандского искусства сказываются уже в ранних жанровых картинах Б. Строцци ≈ ведущего художника Г. ш. старшего поколения. Генуэзские художники выполняли также парадные аристократические портреты, религиозные композиции, декоративные росписи. Наиболее своеобразным созданием Г. ш. был пасторальный жанр, в котором большое внимание уделялось изображению пейзажа, домашней утвари и животных. Ведущими мастерами этого жанра были Дж. Б. Кастильоне и его последователь А. М. Вассалло, работавший в середине 17 в. Тогда же работал и В. Кастелло: необычайно свободная, динамичная манера письма придаёт его композициям на религиозные темы взволнованно-романтический, а порой и остродраматический оттенок. Характерная для Кастелло «живопись мазка и пятна» получила распространение в Генуе и др. художественных центрах Северной Италии.
Своеобразна генуэзская архитектурная школа, сложившаяся к середине 16 в.; её расцвет связан с творчеством Г. Алесси , его учеников (Р. Лураго и др.) и последователей. Характерные черты генуэзской архитектуры наиболее ярко проявились в структуре домов генуэзской знати, сочетавших торжественную пышность городского дворца с интимностью сельской усадьбы (см. Генуя ).
Лит.: Виппер Б. P., Проблема реализма в итальянской живописи XVII≈XVIII веков, М., 1966, с. 105≈15; Всеобщая история архитектуры, т. 5, М., 1967, с. 259≈63; Delogu G., I pittori minori liguri, lombardi. e piemontesi¼, del seicento e del settecento, Venezia, 1931, p. 7≈73.
В. Э. Маркова.