Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
генерал-баса, м. (муз.). Сокращенный способ цифрового обозначения нот указанием на интервалы от самого низкого (басового) регистра.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ГЕНЕРАЛ-БАС (цифрованный бас, бассо континуо) в музыке - басовый голос, под звуками которого проставлены цифры, обозначающие созвучия в верхних голосах. Применялся в кон. 16 - 1-й пол. 18 вв. при нотации органного и клавесинного сопровождения.
Большая Советская Энциклопедия
(нем. Generalbab, итал. basso generale), цифрованный бас, непрерывный бас (итал. basso continue), упрощённый способ записи гармоний с помощью басового голоса и проставленных под ним цифр, обозначающих созвучия в верхних голосах, а также сам басовый голос с цифрами, применяющийся при этом способе записи гармоний. Г.-б. возник в Италии в конце 16 в. в практике органного и клавесинного аккомпанемента. При аккомпанементе по Г.-б. на органе или клавесине допускалось разное изложение на основе данной гармонии. Зарождение Г.-б. связано с бурным ростом гомофонии в европейской музыке. В начале 17 в. практика Г.-б. быстро распространилась в европейской странах. Все органисты и капельмейстеры были обязаны уметь играть по Г.-б. Время распространения Г.-б. (примерно 1600≈1750) часто называют "эпохой Г.-б. ". Образцы Г.-б. ≈ у К. Монтеверди, А. Корелли, А. Скарлатти, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Дж. Перголези и др. К середине 18 в., когда развитие музыкального искусства привело к отказу от приблизительности аккомпанемента и роль исполнительской импровизации была сведена к минимуму, Г.-б. вышел из употребления. Однако он долго удерживался в педагогической практике как дисциплина, прививающая навыки исполнения старинной музыки. Название Г.-б. носили и старые учения о построении и соединении аккордов (см. Гармония ).
Лит.: Кольбе О., Краткое руководство к изучению генерал-баса, пер. с нем., Варшава, 1864; Иванов-Борецкий М. В., Музыкально-историческая хрестоматия, перераб. изд., т. 1≈2, М., 1933≈36; Arnold F., The art of accompaniment from a through-bass as practised in the 17≈18 centuries, v. 1≈2, N. Y., 1965.
Ю.Н. Холопов.
Википедия
Генера́л-бас (, буквально общий бас), basso continuo (ба́ссо конти́нуо, ), цифрованный бас — басовый голос многоголосного музыкального сочинения с цифрами (обозначающими созвучия — интервалы и аккорды ), на основе которых исполнитель строит (в известной мере импровизирует ) аккомпанемент.
Генерал-бас окончательно сложился в итальянской музыке конца XVI века. Термин (в форме basso continuato) впервые отмечается в предисловии к сочинению Э.Кавальери «Представление о душе и теле» (1600). Получил всеобщее распространение в гомофонной и полифонической музыке XVII — середины XVIII веков, особенно в эпоху барокко . Начиная с венской классической школы , ограничившей масштаб исполнительского «волюнтаризма», генерал-бас вышел из композиторской практики.
Учебники «о генерал-басе» XVIII—XIX вв. излагали практическое учение о гармонии .
В XX веке генерал-бас возродился в виде «цифровки», то есть сокращённой записи аккомпанемента в джазовой и эстрадной музыке в виде стандартных буквенно-цифровых обозначений основных аккордов и созвучий.
Примеры употребления слова генерал-бас в литературе.
Венской консерватории по классу генерал-баса, контрапункта и органа и переезжает в Вену.
Источник: библиотека Максима Мошкова