Википедия
Гезамкунстверк ( [gə.zamtˌku̇nstˌveɐ̯k]) — общее произведение искусства, идеальное произведение искусства, универсальное произведение, синтез искусств, всеобъемлющее произведение искусства. В дизайне интерьера этим термином обозначают стремление к синтетическому единству всех элементов.
Термин появился в немецкой философии ХІХ века, но обозначаемое им понятие существовало ещё в античности. Хотя лучшим образцом союза разных видов искусства в ХХ веке предстал кинематограф, идеи гезамкунстверка также нашли место в архитектуре. В частности — дизайне внутренних помещений, их меблировки и утвари.
Комплексный подход к художественному решению интерьера был свойствен творчеству Микеланджело. Его гений сочетал дарование скульптора и живописца, конструктора и архитектора. Поэтому произведения мастера представляются единым объектом, в каком гармонично сочетаются разные жанры искусства.
Образцовым примером гезамкунстверка принято считать архитектурный дизайн начала ХХ века, главным образом — стиля модерн. Общее проектирование как здания, так и его наполнения, начали применять еще в конце ХІХ века. Поле творчества дизайнера включало и ландшафт за окном дома, и сервировку буфета в гостиной. Архитектурные особенности объекта находили продолжение в форме дверных ручек, рисунке ковров, конструкции светильников. Всеобъемлющая декоративная тенденция находила подтверждение даже в домашнем платье хозяйки.
Вещевой дизайн на службе у архитектуры развивали представители школы Баухаус. Ее основатель Вальтер Гропиус предполагал, что наполнение интерьера может принадлежать разным мастерам. Домашний текстиль, мебель и осветительные приборы подчиняются единой художественной идее, а не личности дизайнера. Тем не менее, архитектор и проектант интерьера обязаны иметь опыт работы с различными материалами, чтобы задать верный курс гезамкунстверку
.