Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Гварди Франческо

Гварди, Гуарди (Guardi) Франческо (крещен 5.10.1712, Венеция, ≈ 1.1.1793, там же), итальянский живописец-пейзажист венецианской школы . Учился у своего брата Джованни Антонио Г. В начале творчества выполнял свободные копии с работ итальянских мастеров 16≈17 вв., писал пейзажи, картины на религиозные и мифологические темы, подражая А. Маньяско и М. Риччи. В конце 1760-х гг. Г. окончательно обратился к пейзажу, выполнив с рисунков А. Каналетто , гравированных Дж. Б. Брустолоном, 12 пейзажей с изображением зданий и площадей Венеции в дни празднеств (Лувр, Париж). Расцвет творчества Г. приходится на 1780≈90-е гг., когда складывается творческий метод художника. Работая над излюбленными в Венеции видами пейзажа ≈ «ведутой» (документально-точный городской пейзаж) и «каприччо» (архитектурный пейзаж-фантазия), Г. приходит к созданию пейзажа нового типа, основывающегося на непосредственности зрительных впечатлений и лирический переживаний художника. Отказываясь от торжественных пейзажей с упорядоченным «кулисным» построением, Г. вводит в композицию элементы естественной непроизвольности, пространственной свободы и динамики. Находя вдохновение в простых, обыденных мотивах, он раскрывает тонкую поэзию повседневной жизни Венеции, её залитых светом двориков, каналов и лагун со скользящими по ним гондолами, дворцов и набережных с праздничной толпой («Венецианский дворик», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «Рио деи Мендиканти», Галлерея Академии Каррара, Бергамо; «Подъём воздушного шара», 1784, Картинная галлерея, Берлин-Далем; «Серая лагуна», Музей Польди-Пеццоли, Милан). Живописная манера зрелого Г. отличается свободой и виртуозностью. Лёгкими динамичными красочными мазками Г. воссоздаёт трепетное движение цветовых пятен и тающих в воздушной дымке контуров, прозрачность воздуха, напоённого светом и влагой. Г. был выдающимся рисовальщиком. Его рисунки с лёгкими, воздушными, прерывистыми контурами отличаются тонкостью светотеневых градаций. Творчество Г., впитавшее многовековые традиции венецианской живописи и предвосхитившее пленэрные (см. Пленэр ) искания пейзажистов 19 в., не было оценено современниками. Открытие подлинного значения художника относится к концу 19 ≈ началу 20 вв.

Лит.: Никитюк О., Франческо Гварди, М., 1968: Fiocco G., Guardi, [Mil.], 1966; I problemi guardeschi, Venezia, 1967.

О. Д. Никитюк.