Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Гваделупа (страна в Вест-Индии)

Гваделупа (Guadeloupe), страна в Вест-Индии. Владение Франции; с 1946 ≈ «заморский департамент» Франции. В состав владения входят главный остров Гваделупа и мелкие острова Мари-Галант, Дезирад, Ле-Сент, Сен-Бартельми, Птит-Тер и северная часть о. Сен-Мартен (южная принадлежит Нидерландам). Площадь 1779 км2. Население 323 тыс. чел. (1969), главным образом негры и мулаты. Официальный язык французский. Религия католическая. Управляется префектом, назначаемым французским правительством; имеется выборный Генеральный совет. В парламенте Франции Г. представлена 3 депутатами и 2 сенаторами. Административный центр ≈ г. Бас-Тер.

Историческая справка. В 1674 Г. была объявлена собственностью французской короны. В 1666, 1691 и 1703 Г. пытались овладеть англичане. В 1759 им удалось захватить остров, но по Парижскому мирному договору 1763 Г. была возвращена Франции. В 1794 англичане вновь вторглись на остров. Однако направленный на Г. комиссар Конвента Виктор Юг объявил свободным негритянское население острова, вооружил его и в том же году добился изгнания англичан. Г. фактически оставалась независимой республикой до 1802, когда экспедиция, посланная Наполеоном, восстановила на острове прежние колониальные порядки и в том числе рабство (отменено в 1848). В 1805 на острове был введён в действие Французский гражданский кодекс. В 1810 англичане вновь захватили Г., но вернули её Франции в 1816 по Парижскому договору.

Господство колонизаторов привело к одностороннему развитию экономики Г.: развивались только отрасли сельского хозяйства, рассчитанные на экспорт (сахарный тростник, бананы, кофе, какао). В конце 19 в. был построен ряд промышленных предприятий по переработке с.-х. продуктов, что привело к появлению на Г. промышленного пролетариата.

В годы 2-й мировой войны 1939≈45 на Г. возникли первые коммунистические группы; в 1958 была создана Гваделупская коммунистическая партия (ГКП). Борьба населения Г. за ликвидацию колониального режима вынудила правящие круги Франции пойти на некоторые реформы. В 1946 Г. получила статус «заморского департамента». Однако односторонний характер экономики (75% экспорта и 90% импорта приходятся на Францию), своеобразие административного устройства способствуют сохранению многих черт колониального порядка на Г. Основное требование прогрессивных сил ≈ предоставление Г. автономии.

В. л. Кизиченко.

Экономика. Г. ≈ отсталая аграрная страна. Обрабатывается 27% территории, под пастбищами и лугами 10%, под лесами 31%, под прочими землями 32%. Основные экспортные с.-х. культуры: сахарный тростник (25 тыс. га, 162 тыс. т сахара-сырца в 1968/69), бананы (8 тыс. га, 180 тыс. т), кофе, какао. Возделываются также ваниль, цитрусовые. Разводят крупный рогатый скот, коз, свиней. Рыболовство. Переработка с.-х. продукции, главным образом производство сахара и рома. Около 2 тыс. км автодорог. Основной торгово-промышленный центр и порт ≈ г. Пуэнт-а-Питр. Вывоз бананов, сахара, рома; ввоз горючего, оборудования, сырья, транспортных средств. Денежная единица ≈ французский франк.

Просвещение. Система народного образования Г. построена на основе французского законодательства. Обучение ведётся на французском языке. В начальную школу принимаются дети в возрасте 6 лет. Начальная школа с 5-летним сроком обучения считается обязательной, однако в 1961 свыше 21% населения старше 15 лет было неграмотно. Срок обучения в полной средней школе (лицее) ≈ 7 лет, в неполной (коллеже) ≈ 4 года. Высших учебных заведений не имеется. В 1966/67 учебного года в начальных школах обучалось свыше 65 тыс. учащихся, в средних школах ≈ свыше 15 тыс. учащихся, в профессиональных учебных заведениях ≈ 2, 7 тыс. чел., в нормальной школе ≈ 101 чел.