Википедия
Версе́т (фр. verset, итал. versetto, нем. Versett, исп. versillo, букв. небольшой стих , стишок) в музыке Возрождения и барокко — небольшая пьеса для органа , обычно полифонического склада.
Версеты появились в католическом богослужении XVI века из практики альтернативного исполнения псалмов и песней библейских ( Benedictus , магнификат ), а также строфических форм (гимнов, секвенций , больших марианских антифонов , частей ординария мессы ) григорианского хорала . Из отдельных версетов к ординарию мессы сформировались большие по масштабу циклы пьес, позднее получившие название органной мессы .
Замена отдельных стихов музицированием на органе в католическом богослужении стала делом обычным уже в первой трети XVI века, о чём свидетельствует сборник П. Аттеньяна Magnificat sur les huit tons («Магнификат на восемь тонов »), опубликованный в 1531 г. Среди авторов версетов известные композиторы и органисты — Адриано Банкьери , Николя де Гриньи , Антонио де Кабесон , Антонио Валенте, Джованни Мария Трабачи , Жан Титлуз , Готлиб Муффат , Иоганн Каспар Керль , а также все авторы органных месс (например, Джироламо Фрескобальди ). Ко времени Пахельбеля и Баха версеты на псалмовый тон магнификата выросли до масштаба концертной композиции в изысканной полифонической технике, нередко — в форме фантазии или токкаты .
В XVIII веке версеты вышли из употребления. Несмотря на то, что папа Пий X в motu proprio 1903 года «Tra le Sollecitudini» запретил вставки органной музыки внутрь строфических богослужебных песней и псалмов, они продолжали пользоваться популярностью в отдельных католических церквах Франции.