верещагин в словаре кроссвордиста
верещагин
- Курганские таможенники собрали деньги, и у здания таможни был воздвигнут памятник этому герою фильма
- Этот художник был награждён орденом Святого Георгия IV класса «в воздаяние за отличие, оказанное во время обороны цитадели города Самарканда с 2 по 8 июня 1868 года»
- Русский художник, автор серии картин «Наполеон в России»
- Российский шоумен, участник команд КВН «Парма» и «Друзья», резидент Comedy Club
- Русский художник, автор картин «В горах Алатау», «В покорённой Москве», «Высматривают»
- Русский художник, автор картин «Афганец», «Бухарский солдат», «Бхил»
- Фамилия таможенника, дающего добро
- Русский художник, автор картин «Гималаи вечером», «Гималайский пони», «Всадник-воин в Джайпуре»
- Русский художник, мастер батального жанра (1842-1904, "Апофеоз войны", "Двери Тамерлана")
- Российский гидробиолог, озеровед (1889-1944)
- Российский физик, под его руководством впервые в СССР синтезированы алмазы (1909-1977)
- Украинский режиссёр
- Русский художник 19 в
- Русский баталист, автор картин "Скобелев под Шипкой", "Всадник в Самарканде"
- Честнейший из таможенников, персонаж бессмертного боевика "Белое солнце пустыни"
- Русский живописец
- Автор картины "Всадник в Самарканде"
- В. В. (1842—1904) русский художник-баталист, "Скобелев под Шипкой", "Всадник в Самарканде»
- Герой Игоря Кваши в фильме "Повесть о неизвестном актере"
- Работник таможни из к/ф "Белое солнце пустыни"
- Таможенник, друг Сухова
- Киношный таможенник
- Павел Михайлович Третьяков купил у этого художника и «Туркестанскую серию», и другие картины
- Его кисти принадлежит картина «Двери Тамерлана», а сам он погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре
- В 1887 году он создал не самую типичную для себя картину «Распятие на кресте у римлян»
- Дом в Череповце, где родился и провёл детство этот художник-баталист, в 1984 году стал его музеем
- «Фурия войны снова и снова преследует меня», - с горечью писал он на рубеже XIX-XX веков
- У этого киногероя гранаты оказались "не той системы"
- В. В. (1842—1904) русский художник-баталист, «Скобелев под Шипкой», «Всадник в Самарканде»
- Работник таможни из к/ф «Белое солнце пустыни»
- Русский художник, автор картин «Калмыцкая молельня», «Богатый киргизский охотник с соколом», «Шпион», «Адъютант»
- Русский художник, автор серии картин «Варвары»
- Работник таможни из фильма «Белое солнце пустыни»
- Русский художник, автор картин «Дутарист», «Кочевая дорога в горах Алатау», «О войне»
- Русский художник, автор картин «Икона Николы с реки Выя», «Мавзолей Тадж-Махал», «Садовая калитка в Чугучаке»
- Русский художник, автор картин «Нищие в Самарканде», «В турецкой покойницкой», «Подавление индийского восстания англичанами»
- После выставки его туркестанских полотен в Петербурге художника обвинили в отсутствии патриотизма и сочувствии к врагу
- Русский художник, автор картин «Самарканд», «Араб на верблюде», «Бания»
- Русский художник, автор картин «Перекочёвка киргизов», «Смертельно раненый», «Узбекская женщина в Ташкенте»
- И художник, и таможенник
- Русский художник, автор картин «Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся», «Киргизские кибитки на реке Чу», «Дервиши в праздничных нарядах»
- Русский художник, автор картин «Японка», «Священник парс», «Портрет бачи»
- Герой Игоря Кваши в фильме «Повесть о неизвестном актёре»
- Русский художник, автор картин «У дверей мечети», «Нападают врасплох», «Торжествуют», «Представляют трофеи»
- Выставку какого русского художника запретил посещать солдатам немецкий генерал-фельдмаршал Мольтке?
- Русский художник, автор картин «Вид Крымских гор», «Два еврея», «Главная улица в Самарканде с высоты цитадели ранним утром»
- Русский художник, автор картин «Наполеон на Бородинских высотах», «Перед атакой. Под Плевной», «Индуистский храм в Удайпуре»
- Кто придумал рецепт вологодского масла?
- Таможенник, который никогда не брал мзду (кинош.)
- Русский художник, автор картин «Верблюд во дворе караван-сарая», «Калмыцкий лама», «Киргиз»
- Русский художник, автор картины «Апофеоз войны»
- Русский художник, автор туркестанской серии картин
- У этого киногероя гранаты оказались «не той системы»
- Выдающийся русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов
- Русский художник, автор картин «Нападают врасплох», «После неудачи», «Въезд в город Катта-Курган»
- Этот художник отличился при обороне Самарканда, был ранен, а в награду получил орден Святого Георгия 4-го класса
- После первой же персональной выставки, состоявшейся в 1874 году, этого российского художника обвинили в антипатриотизме и сочувствии к врагу
- Русский художник, автор картин «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше», «Улица в деревне Ходжагенте», «Ход в зиндан в Самарканде»
- Находясь в Туркестане, он сам пережил конную атаку на русский лагерь, и полотно «Нападают врасплох» написал убедительно
- Русский художник, автор картин «Горный ручей в Кашмире», «Двери Тимура», «Два ястреба»
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842-1904) российский живописец. Был близок к передвижникам. В правдивых батальных картинах на темы войны в Туркестане (1871-74), Отечественной войны 1812 (1887-1904) показал народные массы как главную силу военных событий, с демократических позиций обличал завоевательные войны. Погиб при взрыве броненосца "Петропавловск" в Порт-Артуре.
ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич [14 (26) октября 1842, Череповец - 31 марта (13 апреля) 1904, Порт-Артур, ныне Люйшань] российский художник. Крупнейший мастер батального жанра в русской живописи 19 в. Годы учения Выходец из семьи помещика, в 1850-60 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине флотского гардемарина. Плавал в 1858-59 на фрегате "Камчатка" и других кораблях в Данию, Францию, Англию. Отказавшись от карьеры морского офицера, в 1860 поступил в петербургскую Академию художеств, но, неудовлетворенный консервативной системой преподавания, оставил ее в 1863. Приехав в Париж в 1864, пользуется советами Ж. -Л. Жерома, посещая его мастерскую в Школе изящных искусств. С большой симпатией относится к Товариществу передвижных художественных выставок, участвуя в их экспозициях. Путешествия Неутомимый путешественник, Верещагин ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Зап. Европу, дважды посетил Туркестан (1867-68, 1869-70); участвуя в колониальных походах русских войск, дважды был в Индии (1874-76, 1882). В 1877-78 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888-89 (а также 1902) США, в 1901 - Филиппины, в 1902 - Кубу, в 1903 - Японию. Путевые впечатления легли в основу бесчисленных этюдов и картин, которые слагались обычно у Верещагина в большие циклы. "Туркестанская серия" Пейзажам и жанровым картинам художника свойственна этнографическая точность наблюдений, романтический восторг перед многообразной красотой мироздания и быта населяющих его народов. Напротив, батальные композиции Верещагина выделяются своим жестким критическим реализмом, что отвечает общей тенденции изо-искусства 2-й половины 19 в., которое все решительнее переходит от бравурных, классицистскоромантических "триумфов победителей" к натуралистически откровенным образам трагической "изнанки войны". Так, знаменитая "туркестанская серия" Верещагина (1869-73), будучи живописной летописью российского завоевания Средней Азии, не лишена пропагандистских имперских амбиций (тем более, что художник не прочь подчеркнуть доблесть русских и, напротив, "варварство" и "садистическую жестокость" противника); но в целом картины, сам их желтовато-коричневый колорит, впитавший в себя дыхание пустыни, пронизаны чувством безысходности и бренности. Известнейшее полотно серии, "Апофеоз войны" (1870-71, Третьяковская галерея), - с грудой черепов на фоне пустынных, безжизненных горизонтов, - снабжено красноречивой надписью на раме: "Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим". "Индийская" и "балканская" серии Вслед за путешествием по Индии Верещагин (в основном в 1876) создает "индийскую серию" - с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. В 1878-80 пишется "балканская серия", посвященная русско-турецкой войне. Симпатии к болгарскому народу, страдающему под игом Османской империи, не мешают художнику изображать поля сражений без всякого героико-патетического глянца, во всем их смертоносном ужасе. Особенно сильное впечатление на современников произвела картина "Побежденные. Панихида" (1878-79, там же), где под пасмурным небом расстилается целое поле трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. "Наполеон в России" Из последующих серий художника наибольшей популярностью пользовался цикл "Наполеон в России" (1899-1900), на темы Отечественной войны 1812 года, где, несмотря на высокое мастерство картинной режиссуры, верх все же берут бравурные эффекты своего рода "исторической оперы". В 1880-е гг. Верещагин не раз обращался к евангельским мотивам, трактуя и их с жестоким натурализмом, игнорирующим все привычные каноны (картины на тему Голгофы). Общественный резонанс В 1870-90-е гг. выставки Верещагина в России и за ее пределами вызывают бурный общественный резонанс. На определенный период он становится самым популярным русским художником за рубежом, оказывая большое влияние на развитие международного пацифистского движения. В России о нем восторженно отзываются такие выдающиеся представители либеральной интеллигенции, как критик В. В. Стасов и писатель В. М. Гаршин. Последний находит в его образах грозное пророчество, считая, что изображенные здесь ужасы "вспомянутся чрез много лет/ В день грозных бед!" ("На первой выставке картин Верещагина", 1874). Остро чувствуя своим темпераментом художника-публициста напряженный пульс времени, мастер вновь и вновь устремляется в горячие точки планеты и гибнет во время русско-японской войны, в Порт-Артуре, при взрыве броненосца "Петропавловск". В Череповце существует дом-музей Верещагина. Сочинения: Избранные письма. М., 189
На войне в Азии и Европе: Воспоминания. М., 1894. Литература: В. В. Верещагин: Воспоминания сына художника. Л., 198
Завадская Е. В. В. В. Верещагин. М., 1986. Лебедев А. К., Солодовников А. В. В. В. Верещагин. Л., 1987. Демин Л. С мольбертом по земному шару. Мир глазами В. В. Верещагина. М., 1991. М. Н. Соколов.
ВЕРЕЩАГИН Глеб Юрьевич (1889-1944) российский гидробиолог, озеровед. Основные труды по ледовому режиму, динамике и морфологии берегов, гидробиологии Байкала. Автор теории морского происхождения байкальской фауны и флоры.
ВЕРЕЩАГИН Леонид Федорович (1909-77) российский физик, академик АН СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1963). Организатор и директор Института физики высоких давлений АН СССР (с 1958, ныне им. Верещагина). Основные труды по свойствам веществ при высоких и сверхвысоких давлениях и разработке методов получения сверхвысоких давлений. Под руководством Верещагина впервые в СССР синтезированы алмазы (1960). Ленинская премия (1961), Государственная премия СССР (1952).
ВЕРЕЩАГИН Федор Григорьевич (р. 1910) украинский режиссер, народный артист СССР (1977). С 1948-86 главный режиссер Винницкого музыкально-драматического театра им. Н. К. Садовского.
Большая Советская Энциклопедия
Википедия
Вереща́гин — русская фамилия.
Примеры употребления слова верещагин в литературе.
Шутка ли -- собрать более тысячи живописных полотен, и не просто картинок, какие поныне встречаются в наших комиссионках, а -- подлинные шедевры кисти Левицкого, Греза, Боровиковского, Буше, Венецианова, Тернера, Брюллова, Сальваторе Розы, Маковского, Верещагина и многих-многих других.
Скульптор Шубин, зодчий Воронихин, художник Верещагин, издатель Сытин стали главными героями биографических повестей не случайно.
И Филимонову: - Николай Петрович, перед перерывом вместе с Верещагиным скажите людям, что ревизия считает ваш кузовной участок самым лучшим.
В создании памятника участвовали лучшие русские архитекторы и художники своего времени: Тон, Суриков, Маковский, Семирадский, Васнецов, Бруни, Марков, Верещагин, Клодт, Логановский, Рамазанов, создавшие замечательное и неповторимое произведение русского искусства.
Отвечая, Верещагин разглядывал Капитолину Николаевну глазами профессионала-художника.
Мы, москвичи, провинциалы, - возразил Верещагин, поглаживая усы и бороду.
Пыль, думаю, забивалась бы в листья, - хозяйственно заметил Верещагин, проводя пальцем по нестертой еще со стенок пыли и рисуя на ней голову индуса в чалме.
Ну и отчитали же вы меня, Дмитрий Иванович, - с некоторой натугой в голосе произнес Верещагин, отводя глаза от Менделеева, вызывающе смотревшего на него.
Дело вовсе не в теоретических аргументах и практических расчетах, - суховато возразил Верещагин, - а в привлечении к ответственности лиц, пренебрегающих интересами страны.
Прошу, господа, прошу, - пригласил Верещагин к столу с большим кипящим самоваром.
Вошедшие Верещагин и Агапеев обменялись поклонами с лейтенантом Карцевым, человеком с большой черной бородой и насмешливыми глазами.
Но Верещагин ответил, что он в Порт-Артур и приехал за тем, чтобы увидеть на близком расстоянии морской бой и запечатлеть его на картине, а рисковать он привык и в сражениях бывал.
В отличие от других баталистов, Верещагин на своих полотнах изображал не эффектные картины сражений с лежащими на переднем плане в живописных позах убитыми и ранеными, а войну со всеми ее ужасами.
В серии картин из эпохи завоевания англичанами Индии Верещагин показал зверскую расправу колонизаторов над восставшими туземными войсками - сипаями.
Олег Германович Верещагин - по образованию физик, кандидат физико-математических наук, залетел в больничку из профильного НИИ, где успешно руководил лабораторией лазерной техники.
Источник: библиотека Максима Мошкова