Энциклопедический словарь, 1998 г.
собрание патериков, житий святых, сочинения церковных писателей, кормчих книг, актов, грамот и др. Составлены в 30-40-е гг. 16 в. в Москве под руководством митрополита Макария. 12 томов, 27 тыс. рукописных страниц с орнаментом.
Большая Советская Энциклопедия
«Великие Четьи-Минеи», собрание библейских книг с толкованиями прологов, патериков, переводных и оригинальных русских житий, сочинения «отцов церкви», русских церковных писателей. В «В. Ч.-М.» включены также кормчие книги, монастырские уставы, акты, грамоты. Весь материал расположен по месяцам. Каждый из 12 томов соответствует определенному месяцу (отсюда название «четьи-минеи» ≈ «ежемесячные чтения», от греческого mën ≈ месяц), разбит по дням. Составлены в 30≈40-х гг. 16 в. под руководством митрополита Макария . «В. Ч.-М.» содержат более 27 тыс. страниц большого формата, переписанных от руки и художественно разукрашенных. Составление «В. Ч.-М.» Макарий предпринял для централизации культа русских святых, укрепления церковной идеологии. В соответствии с этим происходил и подбор материалов: не были включены выдающиеся памятники древнерусской литературы светского характера.
Лит.: Великие Минеи-Четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием, в. 1≈14, СПБ. 1868≈1917; История русской литературы, т. 2, ч. 1, М. ≈ Л., 1945, с. 433≈37.
В. И. Корецкий.
Википедия
Великие четьи-минеи — сборник XVI века из 12 книг, на каждый месяц года, начиная с 8 сентября, включающий в себя жития святых на каждый день, святоотеческие поучения и апокрифы. Сборник был составлен под руководством архиепископа Новгородского Макария , впоследствии всероссийского митрополита . Минеи эти представляют свод почти всех произведений церковно-повествовательного и духовно-учительного характера. Материалом для сборника послужили: существовавшие и уже переведенные к этому времени с греческого оригинала жития святых Симеона Метафраста , сборники житий русских святых, различные Отечники, Патерики , Лимонари , а также Сборники и Синаксари . Книги собирали в разных городах и монастырях Руси.
Великие Минеи Четьи известны в четырёх списках:
- московского Успенского собора , хранившийся до революции в московской синодальной библиотеке ;
- так называемый «царский» список, писанный для царя Иоанна IV , без марта и апреля;
- список Софийской библиотеки - неполный;
- список Чудова монастыря - неполный.
Описание первых двух списков было дано А. В. Горским и К. И. Невоструевым с дополнениями Е. В. Барсова в «Чтениях Московского Общества Истории», 1884 г.
В конце XVII века в Киеве начато издание Четьих Миней Димитрием Ростовским , который существенно сократил готовый сборник, жития святых переписал в своём изложении. Великие четьи-минеи, специально доставляли ему для этой цели из Москвы . Частично и очень незначительно новый сборник Димитрий дополнил из латинских и греческих книг, порой исключая русские апокрифы , но включая в новый сборник латинские апокрифы.
Начиная с середины XVII века, Великие четьи-минеи перестали издавать, имя Макария и его сотрудников, как собирателей и издателей сборника было забыто, а все труды по собиранию житей святых были приписаны Димитрию Ростовскому. Жития святых так и называли с XVIII века: «Жития святых Димитрия Ростовского».
Издание Великих Миней Четьих предпринято Императорской археографической комиссией , но изданы лишь месяцы сентября по апрель (трудами П. И. Савваитова и М. О. Кояловича ) в самом конце XIX века.
Полностью в печатном или электронном виде Великие Минеи Четьи так и не изданы в начале XXI века.