Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ватиканские соборы

вселенские соборы католической церкви, проходившие в Ватикане. 1-й Ватиканский собор (1869-70) провозгласил догмат о непогрешимости папы в вопросах веры и морали; подтвердил его верховенство в церкви. 2-й Ватиканский собор (1962-65) стремился найти пути к преодолению кризиса церкви, вызванного социальными сдвигами после 2-й мировой войны. Были намечены меры модернизации культа, организации и политики церкви.

Большая Советская Энциклопедия

Ватиканские соборы

собрания (съезды) иерархов католической церкви, происходившие в Ватикане, 1-й В. с. (по счёту католической церкви ≈ 20-й Вселенский собор ) заседал с 8 декабря 1869 по 20 сентября 1870. Был созван папой Пием IX в условиях назревавшей (в процессе объединения Италии) ликвидации Папской области и упразднения светской власти папы; имел целью укрепить авторитет папы, его власть в церкви и влияние самой церкви. В период подготовки собора и на самом соборе развернулась острая дискуссия по вопросу о провозглашении догмата папской непогрешимости. На его провозглашении особенно настаивали иезуиты. В. с. принял:

  1. Догматическую конституцию католической веры, излагавшую основы католического вероучения (о боге ≈ творце мира из ничего, об откровении, о примате веры над разумом, религии над наукой), подтверждавшую решения Тридентского собора и предававшую анафеме всё, что расходится с католическим вероучением (в том числе материализм, рационализм, атеизм);

  2. Первую догматическую конституцию церкви Христа, подтвердившую положение о верховенстве римского папы в церкви и провозгласившую догмат о его непогрешимости в вопросах веры и морали, 1-й В. с. прекратил свою деятельность в связи с занятием Рима итальянскими войсками и последующей ликвидацией папского государства. Часть католических теологов отказалась признать новый догмат (о непогрешимости папы) и выступила с инициативой образования старокатолической церкви (см. Старокатолицизм ).

    2-й В. с. (по католическому счёту ≈ 21-й Вселенский собор) заседал в 1962≈65 (4 сессии, ежегодно по 2 месяца каждая). Был созван папой Иоанном XXIII (завершил работу при Павле VI) для «обновления» католической церкви и приспособления католицизма к изменившимся в мире условиям. Были приняты решения, касающиеся отношений: внутри католической церкви; между христианскими церквами и между различными религиями; католической церкви к важнейшим вопросам современности. Решения собора по первому кругу вопросов сводятся преимущественно к изменениям в организации и культовой практике церкви для сохранения и усиления влияния религии на католические массы (богослужение на местных языках, введение в литургию элементов местных обычаев, использование церковью прессы, кино, радио и др.). Решения по второму кругу вопросов направлены к достижению единства с др. христианскими церквами. На заключительном заседании собора Павел VI снял отлучение от церкви константинопольского патриарха, провозглашенное папским легатом в 1054 и вызвавшее разрыв между католической и православной церквами (одновременно в православном соборе в Стамбуле была отменена анафема, которой был предан православной церковью в том же 1054 папский легат). Решения 2-го В. с. выражают также стремление к сотрудничеству с нехристианскими церквами, 2-й В. с. принял конституцию «О церкви в современном мире» («Gaudium et spes»), в которой развиваются основные положения современной социальной программы католической церкви, пропагандируются идеи буржуазного реформизма ≈ смягчения противоречий капитализма в целях его укрепления. В то же время в конституции говорится, что «все люди, верующие и неверующие, должны способствовать правильному строительству этого мира», и положительно оценивается диалог с марксистами. Учитывая волю народов к миру, В. с. осудил тотальную войну, призвал к отказу от гонки вооружений, к решению спорных вопросов между государствами путём переговоров. Происходившая на соборе острая борьба между «обновленцами» и «консерваторами» по проблемам современности и по вопросу о приспособлении католической церкви к изменившейся международной обстановке сказалась на решениях 2-го В. с. ≈ на них лежит печать компромисса и непоследовательности.

    Лит.: Мчедлов М., Под сводами собора св. Петра, М., 1964: Фалькони К., Ватиканский собор и причины его созыва, пер. с итал., М., 1964: Шейнман М. М., От Пия IX до Иоанна XXIII. Ватикан за 100 лет, М., 1966, с. 145≈87: Вопросы научного атеизма, в. 6 (П Ватиканский собор), М., 1968.

    М. М. Шейнман.