Большая Советская Энциклопедия
Вагиф Молла Панах (около 1717, деревня Салахлы, ныне Казахский район, ≈ 1797, г. Шуша), азербайджанский поэт и государственный деятель. Родился в крестьянской семье. Знал арабский и персидский языки. Учился у лучших ашугов-певцов музыке и пению, сам импровизировал песни. Был учителем (приставка «молла» к имени поэта связана с этой его деятельностью), затем везиром (министром иностранных дел) карабахского правителя. На этом посту проявил незаурядные способности дипломата. При его участии был заключён оборонительный союз между Карабахом, Грузией, Талышским и Эриванским ханствами против Ирана. Он же был инициатором переговоров с Россией, имевших целью заручиться её поддержкой. В 1797 власть в Карабахе была захвачена племянником Ибрагим-хана Мухаммед-беком Джеванширом, по повелению которого В. был убит вместе с сыном ≈ молодым поэтом Али-беком, дом его разгромлен. Произведения поэта в рукописях не сохранились и были собраны впоследствии по отдельным записям или из уст певцов. Первый сборник стихов В. был издан в 1856 М. Ю. Нерсесовым в Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск). Собиранием стихов В. усиленно занимался и М. Ф. Ахундов. Первое наиболее полное их собрание было издано в 1945 (русский перевод 1949). Своим поэтическим творчеством В. открыл новую страницу в азербайджанской поэзии, приблизив её к народу. Его лирика жизнерадостна; он трезво судит о реальной жизни, а её невзгоды стремится преодолеть силой разума, находя философский смысл даже в скорбях. Высшая награда человеку в этом мире ≈ любовь земная, почти языческая. В отличие от поэтов-романтиков, воспевавших возвышенно-жертвенную любовь к идеальной красавице, В. поэтизирует наслаждение, создаёт образы вполне реальных красавиц, весёлых проказниц («Фиалка», «Двух красавиц я славлю», «Грудь упругая прекрасна»). В поздние годы в стихах В. крепнет обычный для средневековой восточной лирики мотив «превратности судьбы»: бессилие человека перед лицом рока, провидения («Видади, ты на чёрствые эти сердца погляди»). Философская лирика проникается горечью («Кто совершенен, того постигают напасти судьбы») и ироническим отношением к миру обмана и зла («Я правду искал, но правды снова и снова нет»). В. вместе с Видади, старшим современником и другом, утвердил в азербайджанской поэзии ашугскую форму гошма, наиболее близкую к народному поэтическому творчеству, хотя своими великолепными газелями, мухаммасами, написанными в строго классической форме, отдал дань и поэтической школе Физули. Стихи В. поются поныне ашугами и певцами. Популярная народная поговорка гласит: «Не всякий, кто учится, сделается Молла-Панахом». Жизнь В. нашла художественное воплощение в драматической поэме С. Вургуна «Вагиф».
Соч.: Эсэрлэри, Бакы, 1960; Сечилмиш эсэрлэри, Бакы, 1968 (араб. шрифт): в рус. пер. ≈ Лирика, М., 1968
Лит.: Aзэpбajчaн эдэбиjjаты тарихи, ч. 1, Бакы, 1960: Дадашзадэ А., Молла Панаh Вагиф, Бакы, 1966; его же, Певец жизни (Раздумья о Вагифе), Б., 1968.
══А. А. Шариф.