Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Бюлер Карл

Бюлер (Bühler) Карл (27.5.1879, Меккесхейм, Баден, ≈ 24.10.1963, Лос-Анджелес), немецкий психолог. С 1922 профессор Венского университета. В 1938, после фашистской оккупации Австрии, переехал в США. Будучи учеником О. Кюльпе , в первый период своей научной деятельности примыкал к вюрцбургской школе и считал, что основным методом изучения мышления должно быть самонаблюдение испытуемых, способных при обдумывании задачи фиксировать путь, который приводит к решению. Рассматривая развитие психики, Б. выделяет в нём 3 типа структур: инстинкт, дрессуру (научение) и интеллект, связывая возникновение последнего с появлением актов внезапного понимания (Aha-Erlebnis). В структуре интеллекта Б. различает 3 категории элементов: образы, интеллектуальные чувства и собственно мысли, лишённые чувственно-образного характера и составляющие, по Б., главный предмет психологического исследования. Сыграв важную роль в расширении представлений о содержании мышления, концепция Б., однако, столкнулась с серьёзными трудностями при объяснении развития мышления у детей, поскольку она не выходила за рамки чистого описания интеллектуальных процессов и не показывала конструктивных механизмов мышления и реальных путей их формирования. В этой связи работы Б. подвергались основательной критике в психологической литературе (в частности, советским психологом Л. С. Выготским и швейцарским психологом Ж. Пиаже). Б. принадлежит ряд работ по психологическим аспектам речи и теоретическим основаниям психологии. В частности, в книги «Кризис психологии» (1927) Б. выдвинул идею, что кризис психологии как науки может быть преодолен синтезом трёх разных подходов ≈ субъективно-психологического, объективно-психологического и культурно-исторического.

Соч.: Handbuch der Psychologie, Jena, 1922; Ausdruckstheorie, Jena, 1933: Sprachtheorie, Jena, 1934; в рус. пер. ≈ Духовное развитие ребенка, [М.], 1924; Очерк духовного развития ребенка, М., 1930.

Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12; Piaget J., La psychologie de l"intelligence. P., 1947, ch. 2.

М. Г. Ярошевский.