бхавачакра в словаре кроссвордиста
Википедия
Бхавача́кра ( санскрит : Bhavacakra; деванагари : भवचक्र; пали : भभचक्क bhavacakka, «колесо взаимозависимого происхождения»), Колесо́ бытия́ ( srid pa’i "khor lo) — воплощение сансары в буддистском представлении, в форме круга ( мандалы ), буддийское учение о причинности , которое Будда постиг под древом бодхи . Изображённое на мандале колесо трактуется как двенадцатичленная формула бытия , включающее в себя помимо символического изображения 12 звеньев взаимозависимого происхождения также пять местопребываний буддийской космологии и другие астрологические или космологические структуры.
На изображениях колесо, символизирующее бхавачакру, сжимает клыками и лапами бог смерти Яма Дхармараджа в виде черепахи. Это значит, что законы причинности действуют в сфере страстей . В центре круга изображают свинью , змею и петуха , хватающих друг друга и являющихся символами невежества ( авидья ), гнева и похоти, источников страдания и, следовательно, перерождений . В круге вокруг них изображают добродетельных людей, чей путь устремлён на небеса, и фигуры недобродетельных людей, которых, связанными, демоны тащат в ад. На 5-6 сегментах между спицами изображаются сцены жизни существ сферы кама-дхату: шести миров жителей ада , асуров , голодных духов, людей, животных и богов — как видов перерождения; порядок перерождения передан 12 изображениями на ободе колеса, символизирующих 12 звеньев цепи взаимозависимого происхождения как формулы данного учения, описывающей цикл перерождений, состоящий из трех жизней особи в сансаре.
Закон гласит, что
- Изначально особь пребывает в невежестве
- Карма обусловливает перерождение
- Перерождение начинается с пробуждения сознания ( виджняны ), происходящем ещё на этапе эмбриогенеза , этап различения (символ — обезьяна )
- На том же этапе развития возникают основы образного и чувственного ( нама-рупа ) познания
- Соответственно карме закладываются органы чувств и мышление (6 видов познания, шад-аятана ; символ — благоустроенный дом)
- Особь становится способна к восприятию
- На втором году жизни особь испытывает ведану — чувственные переживания
- По мере развития возникает жажда ( тришна ) вожделения и т. п. (человек с чашей вина )
- Появляется стремление к достижению целей ( упадана ; человек, собирающий плоды)
- Особь всё больше совершает проступков и погружается в заблуждения
- Раз так, то особь вновь ждёт рождение ( джати ; роженица)
- Следовательно — старение и смерть ( джара-марана ; человек несёт труп к месту кремации ).