Большая Советская Энциклопедия
международные о морском судоходстве, соглашения по отдельным вопросам морского права, разрабатываемые Международным морским комитетом и принимаемые на дипломатических конференциях в Брюсселе, которые созываются по инициативе правительства Бельгии. В 1950≈68 состоялось 12 конференций, на которых были приняты 16 конвенций. Б. к. содержат главным образом нормы гражданского права, которые регулируют отношения, возникающие в области торгового мореплавания: перевозка грузов, пассажиров и багажа, возмещение ущерба, причинённого столкновением судов, вознаграждение за спасение на море, ограничение ответственности судовладельца и др. Важнейшие Б. к.:
Международная конвенция для объединения некоторых правил относительно столкновения судов от 23 сентября 1910 (содержит основные правила об имущественной ответственности за вред, причинённый столкновением судов); ратифицирована более чем 50 государствами;
Международная конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасения на море от 23 сентября 1910 с изменениями, принятыми 27 мая 1967 (определяет, при каких условиях спасение терпящих на море бедствие судов, грузов и людей даёт право на получение вознаграждения); ратифицирована 50 государствами;
-
Международная конвенция для унификации некоторых правил относительно коносамента от 25 августа 1924 (содержит в основном правила об ответственности перевозчика при морских перевозках грузов, осуществляемых по коносаменту); ратифицирована 40 государствами.
С 1926 СССР является участником Б. к. относительно столкновения судов и спасения на море (1910), все основные правила которых воспроизведены в Кодексе торгового мореплавания СССР (КТМ); в КТМ содержатся также важнейшие положения Б. к. 1924 о коносаментах, хотя СССР в ней не участвует.
А. Л. Маковский.