Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Брехт Бертольт

Брехт (Brecht) Бертольт (10.2.1898, Аугсбург, ≈ 14.8.1956, Берлин), немецкий писатель, теоретик искусства, театральный и общественный деятель. Сын директора фабрики. Учился на медицинском факультете Мюнхенского университета. В ноябре 1918 был членом солдатского совета в Аугсбурге. Начал печататься в 1914. Сатирическая антивоенная баллада «Легенда о мёртвом солдате» (1918) принесла Б. известность. Первые пьесы ≈ «Ваал» (1918, издана 1922), «Барабанный бой в ночи» (1922), «В чаще городов» (1921≈24, издана 1927) ≈ содержат сатирическую полемику с экспрессионизмом. Эти пьесы, а также стихи и песни («Карманный сборник», 1926; «Домашний сборник», 1927) некоторые критики считаливыражением анархо-индивидуалистических взглядов Б. Между тем в эти годы он, изучая марксизм-ленинизм, решил посвятить своё творчество социалистической революции. Пьеса «Что тот солдат, что этот» (1927), музыкальная комедия «Махагони» (1927), как и «Трёхгрошовая опера» (1928, музыка К. Вейля ), выражают уже резко определённую антикапиталистическую и революционную целеустремлённость. В тот же период Б. начал разрабатывать теорию «эпического театра», который должен стать театром «эпохи науки и социалистической революции». Назидательные пьесы ≈ «Перелёт через океан» (1929), «Говорящий да и говорящий нет» (1929≈1930), «Высшая мера» (1930), «Исключение и правило» (1930), «Горации и Куриации» (1934) ≈ рассчитаны были на постановку не только профессиональными театрами, но и рабочими самодеятельными коллективами. В назидательном духе написаны и драмы «Святая Иоанна скотобоен» (1929≈30, опубликована в 1932) и «Мать» (по роману М. Горького, издана 1933). После нацистского переворота (1933) Б. эмигрировал; в 1933≈47 жил в Швейцарии, Дании, Швеции, Финляндии, США, где участвовал в общественной жизни эмиграции. Поэзию Б. этих лет отличает боевая пропагандистская целеустремлённость (сборник «Песни, стихи, хоры», 1934, «Сведенборгские стихи», 1939). Песни Б. («Марш единого фронта», «Песня о солидарности» и др.), музыка к которым написана Х. Эйслером , приобрели особую популярность в исполнении Э. Буша . «Трёхгрошовый роман» (1934), статья «Пять трудностей пишущего правду» (1934) ≈ первые значительные произведения Б.≈ прозаика и публициста. В эмиграции он создал цикл реалистических сцен «Страх и отчаяние в Третьей империи» (1935≈38), героическую драму «Винтовки Тересы Каррар» (1937). Творческие принципы Б., стремившегося создать театр, «пробуждающий у зрителей самостоятельное критическое революционноемышление», воплотились в драмах-притчах «Добрый человек из Сезуана» (1938≈40), «Карьера Артуро Уи» (1941, пост. 1959), «Кавказский меловой круг» (1944), в исторических драмах «Мамаша Кураж и её дети» (1939, изд. 194

  1. , «Жизнь Галилея» (1938≈39), «Дни Коммуны» (1947) и в народных комедиях «Господин Пунтилла и его слуга Матти» (1940) и «Швейк во второй мировой войне» (1944).

    Вернувшись на родину (1948), Б. вместе с женой ≈ актрисой Е. Вейгель организовал в столице ГДР театр «Берлинер ансамбль». Б. был избран в «Академию искусств» (1950). Влияние и слава литературного творчества и театра Б. распространились далеко за пределы ГДР. Пьесы Б. ставятся во многих театрах Советского Союза. В 1954 спектакль театра «Берлинер ансамбль» «Мамаша Кураж» получил 1-ю премию на Международного театральном фестивале в Париже. Ученики Б. плодотворно развивают его художественныйопыт и эстетические теории. Теоретические взгляды Б. изложены в статьях «Народность и реализм» (1938), «Малый органон для театра» (1949) и др. Б. удостоен Национальной премии ГДР (1949), Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1954).

    Соч.: Stücke, Bd 1≈14, В.≈ Weimar, 1967≈69 (изд. продолжается); Schriften zur Politik und Gesellschaft, Bd 1≈2, В.≈Weimar, 1968; Schriften zum Theater, [Fr./M., 1968]; Über Theater, [2 Aufl.], Lpz., [1969]; в рус. пер. ≈ Стихи. Романы. Новеллы. Публицистика, М., 1956; Театр. [Пьесы, Статьи], т. 1≈5, М., 1963-65.

    Лит.: Зингерман Б., О театре Брехта, в его кн.: Жан Вилар и другие, М., 1964; Клюев В. Г., Б. Брехт ≈ новатор театра, М., 1961; его же, Театрально-эстетические взгляды Брехта, М., 1966; Райх Б. Ф.,, Брехт, М., 1960; Фрадкин И. М., Б. Брехт. Путь и метод, М., 1965: Копелев Л., Брехт, М., 1965; Grimm R., В. Brecht, 2 Aufl., Stuttg., 1963; Willett J.. Das Theater B. Brechts, Reinbek bei Hamb.,1964;Schumacher Е., B. Brechts «Leben des Galilei» und andere Stücke, B., 1965; Rülicke-Weiler K., Die Dramaturgie Brechts, B., 1966; Б. Брехт. Биобиблиографический указатель, М., 1969.

    Л. 3. Копелев.