Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

богостроительство в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

богостроительство

богостроительства, мн. нет, ср. (истор.). Литературно-философское течение в среде русской социалистической интеллигенции в эпоху реакции после революции 1905 г., стремившееся сочетать марксизм с религией и осужденное большевистским центром, как порывающее с основами марксизма.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

богостроительство

ср. Философско-этическое течение, возникшее в начале ХХ в. в среде русской социал- демократии, представители которого стремились соединить социалистические идеи с религией.

Большая Советская Энциклопедия

Богостроительство

этическое течение, возникшее в среде марксистских литераторов в 1-м десятилетии 20 в. в России, трактовавшее созидательную деятельность человечества как религиозную. Своим основанием Б. объявляло превратно понимаемое им учение Маркса, в котором оно стремилось найти ключ для разрешения не регулируемых наукой личностных проблем (страх смерти, одиночество и т.п.) без апелляции к стоящей над человеком силе. Представители Б. ≈ А. Луначарский, В. Базаров, отчасти М. Горький ≈ объявляли своей задачей обоснование новой пролетарской религии без Бога, которая фактически превращалась в обожествление коллектива и прогресса, призванных возбуждать в человеке «сложное творческое чувство веры в свои силы, надежды на победу любви к жизни» (Горький М., Ответ на анкету «Французского Меркурия») и действенно связать идеал и действительность. Б. исходит из того, что в основе всякой идеологии лежит мироощущение, объединяющее людей в их эмоциональном отношении к «святыне», которой не обязательно должен быть бог. Здесь Б. сближалось с «позитивной религией» О. Конта и «религией человечества» Л. Фейербаха . Представители Б., пропагандируя свои идеи, выступали в печати (сборник «Очерки по философии марксизма», 1908; В. Базаров, «Богоискательство и богостроительство», в кн.: Вершины, кн. 1, 1909); в 1909 они организовали на острове Капри школу для рабочих ≈ «...литераторский центр богостроительства...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 47, с. 198), а затем фракционную группу «Вперёд». Г. В. Плеханов резко критиковал Б. как учение, несовместимое с марксизмом («О так называемых религиозных исканиях в России», Соч., т. 17). В. И. Ленин связывал Б. с политической тактикой отзовистов и ультиматистов в России. В июне 1909 совещание расширенной редакции большевистской газеты «Пролетарий» квалифицировало Б. как «... течение, порывающее с основами марксизма...» («КПСС в резолюциях...», 7 изд., ч. 1, 1954, с. 222). В. И. Ленин писал, что это течение объективно отвечало стремлениям контрреволюционной буржуазии «...оживить религию, поднять спрос на религию, сочинить религию, привить народу или по-новому укрепить в народе религию» («О фракции сторонников отзовизма и богостроительства», см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 90).

Б. не получило широкого распространения, и его сторонники в дальнейшем отказались от попыток религиозной интерпретации марксизма.

Лит.: Ленин В. И., [Письмо] А. М. Горькому от 25 февр. 1908, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 47, с. 143; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18, с. 9≈11, 64≈67; его же, Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 17; его же, [Письмо] ученикам каприйской школы, там же, т. 47.

И. Ф. Балакина.

Википедия

Богостроительство

Богостроительство — этико-философское течение в русском марксизме , развивавшееся левыми литераторами в первом десятилетии XX века с целью интеграции идей марксизма и религии и основанное на предполагаемом сходстве социалистического и христианского мировоззрения.

Его приверженцы не «искали» Бога как некую существующую надмировую сущность, а стремились «построить» его из мощи коллектива. Впоследствии богостроительство рассматривалось как одна из первых трактовок марксистской философии в религиозном русле. Богостроительство в среде русских социал-демократов представляли Анатолий Васильевич Луначарский и Владимир Александрович Базаров ; к движению также примыкали Максим Горький и Александр Александрович Богданов .

К тезису о необходимости синкретизации социализма и религии представители богостроительства пришли различными путями; в большинстве своём их объединяла только общая позиция относительно синхронизации материализма и эмпириокритицизма . В качестве основного истока богостроительства рассматривается синтез социально-экономического учения Маркса и теории познания Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса . Несмотря на распространенное в советской историографии отождествление богостроительства исключительно с махизмом , богостроители в обосновании своих убеждений указывали на вольтеровскую интерпретацию религии как необходимого социального регулятора, на «новое христианство» Анри Сен-Симона , а также на примеры обоснования радикальных идеологий народных масс религиозными концепциями ( раннее христианство , маздакизм , ересь альбигойцев и богомилов ).

Исходя из махистского постулата о субъективности категорий фундаментальной науки , представители богостроительства обосновывали ошибочность предположения об универсальности научного подхода, утверждая, что социалистическое учение требует объяснения не поддающихся всецело научному познанию проблемных вопросов, в первую очередь, проблем смерти и потустороннего мира. Интерпретируя религию в качестве созидательной деятельности человечества, данное течение поставило своей задачей создание новой, пролетарской , религии. Значительная часть богостроителей признавала существование Бога и отдельные постулаты христианской религии, однако доминирующей в движении явилась идея обожествления прогресса , коллектива или общества в целом, необходимая для приведения в соответствие идеала и реальности.

Богостроительство в основе любой идеологии видело соответственное мироощущение, которое в определённой степени содержит религию, объединяя с её помощью общество в едином эмоциональном порыве, особом состоянии экзальтации по отношению к «святыне», подразумевая под последней Бога или его субститут. Это положение сближало богостроительство с позитивистами и младогегельянцами , в частности, с « позитивной религией » Огюста Конта и «религией человечества» Людвига Фейербаха .