Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Беркли Джордж

Беркли (Berkeley) Джордж (12.3.1685, близ Килкенни, Ирландия, ≈ 14.

  1. 1753, Оксфорд), английский философ, представитель субъективного идеализма . Родился в английской дворянской семье. Учился в Дублинском университете. С 1734 епископ в Клойне (Ирландия). Выступил с критикой понятия материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также учения И. Ньютона о пространстве как вместилище всех природных тел и учения Дж. Локка о происхождении понятий материи и пространства. Согласно Б., невозможно образовать общие идеи пространства и материи, отвлекаясь от частных свойств отдельных вещей: у нас нет чувственного восприятия материи как таковой. В противоположность Локку Б. утверждал, что наш ум может образовать общую идею вещи, но не общую идею материи, в каковой вообще не нуждаются наука и философия, ибо идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того, что может дать чувственное восприятие. Б. выступил против различения первичных и вторичных качеств: все качества ≈ вторичные, поскольку бытие их целиком сводится к способности быть воспринятыми. Отвергнув бытие материи, Б. признавал существование только духовного бытия, которое он делил на «идеи» и «души». «Идеи» ≈ воспринимаемые нами субъективные качества ≈ пассивны, непроизвольны; содержание наших ощущений и восприятии совершенно не зависит от нас. Напротив, «души» деятельны, активны, могут быть причиной. Пытаясь отвергнуть неизбежные для субъективного идеализма выводы, ведущие к солипсизму , Б. утверждал, что воспринимающий субъект ≈ не один, и вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может восприниматься др. субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как сумма «идей» в уме бога ≈ субъекта, который вечно существует и «вкладывает» в сознание отдельных субъектов содержание их ощущений. Здесь Б. «...подходит... к объективному идеализму...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 24). философия Б., как показал Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме», явилась прообразом и одним из источников субъективно-идеалистических теорий в буржуазной философии конца 19 ≈ начала 20 вв. (см. Махизм ).

    Соч.: The works, v. 1≈9, L., 1948≈57; в рус. пер.≈Трактат о началах человеческого знания, СПБ. 1905; Опыт новой теории зрения, Каз., 1912: Три разговора..., М., 1937.

    Лит.: Блонский П. П., Учение Беркли о реальности. К., [1907]; Богомолов А. С., Критика субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли, М., 1959; Luce A. A., Berkeley"s immaterialism, L., 1945; Warnock G. J., Berkeley, L., 1953; Ritchie A. D., G. Berkeley, [Manch., 1967].

    В. Ф. Асмус.