Энциклопедический словарь, 1998 г.
БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ (Berengarius Turonensis) (ум. 1088) христианский богослов, представитель схоластики. Ученик епископа Фульбера Шартрского; руководил Турской школой. Его истолкование евхаристии было осуждено на церковных соборах в Риме и Верчелли.
Большая Советская Энциклопедия
(Berengarius Turonensis) (около 1000 ≈ 1088), французский философ и теолог, представитель ранней схоластики . Руководил наиболее известной во Франции Турской школой. Отвергал реальность универсалий . Обращение к разуму ставил выше церковной авторитарности. В полемике со схоластическим реалистом Ланфранком (см. Реализм , Номинализм ) рационалистически трактовал церковное учение о таинстве причащения («О святой трапезе», 1049), что неоднократно осуждалось церковью как ересь.
Соч.: Berengarius Turonensis oder eine Sammiung ihn betreffender Briefe, Hamb.≈ Gotha, 1850.
Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 32≈33: Geiselmann J., Die Eucharistielehre der Vorscholastik.Paderborn, 1926. 77.
Н. Галанза.
Википедия
Турский
Родился предположительно в Туре около 999 года. После 1029 года — каноник кафедрального собора в Туре и глава школы Св. Мартина.
Учение Беренгара Турского явилось наиболее ранним проявлением номинализма . Он защищал человеческий разум, доходил до откровенных насмешек над церковью. Главное сочинение Беренгара — «О святой трапезе» (1049). Он выступал против мистического учения о таинстве причащения , которое трактовал рационалистически. От толкований Священного Писания он требовал научного подхода, и на Римском соборе 1079 года он участвовал в диспуте с Бруно Астийским . Также Беренгар неоднократно вступал в полемику с церковью и по вопросу пресуществления . Учение Беренгара вызвало негодование в церковных кругах и было осуждено церковью как еретическое в основном благодаря стараниям бывшего ученика Беренгара Ланфранка . Беренгар отрёкся от своих воззрений и был оставлен под церковным надзором.