Энциклопедический словарь, 1998 г.
БАССО ОСТИНАТО (итал. basso ostinato, букв. - упорный бас) форма вариационного развития в музыке, основанная на многократном повторении в басу неизменной темы при меняющихся верхних голосах. Применялась в пассакалье, чаконе и др. Используется в музыке 20 в.
Большая Советская Энциклопедия
(итал. basso ostinato, буквально ≈ упорный бас), одна из вариационных форм в музыке, основанная на многократном повторении в басовом (нижнем) голосе неизменной темы, которая сопровождается меняющимися верхними голосами. В результате при сохранении тематического единства происходит непрерывное обновление многоголосной музыкальной ткани, форма Б. о. очень подходит для создания единого музыкального образа, воплощения единого настроения. Б. о. использовался в ариях и хорах 17≈18 вв. как нижний голос сопровождения (Г. Перселл, И. С. Бах ≈ Crucifixus из мессы си минор), в инструментальных формах типа пассакальи и чаконы , сохранившихся до наших дней (Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит и др.). В музыке 19≈20 вв. остинатность выходит за рамки Б. о. и становится одним из основных формообразующих принципов в различных элементах музыкального языка (мелодия, ритм, гармония и т.д.).
Вл. В. Протопопов.