Большая Советская Энциклопедия
Баженов Василий Иванович [1(12).3.1737 или 1738, с. Дольское, близ Малоярославца (по другим данным ≈ Москва), ≈ 2(13).8.1799, Петербург], русский архитектор, рисовальщик, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма. Родился в семье дьячка. Учился: в Москве у Д. В. Ухтомского (1753≈55) и в Московском университете (1755); в Петербурге ≈ у С. И. Чевакинского (с 1756), в АХ (1758≈60) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота; как пенсионер петербургской АХ ≈ в Школе изящных искусств в Париже (1760≈62) у Ш. де Вайи. В 1762≈64 посетил Италию, где был избран профессором Академии св. Луки в Риме и членом АХ в Болонье и Флоренции. С 1765 академик, в 1799 вице-президент петербургской АХ.
Б. первым из русских архитекторов стал мыслить постройку в её связи с окружением, как объёмную композицию, активно организующую пространство города. Широтой градостроительного замысла отмечен его проект (1767≈75) дворца для Московского Кремля (с одновременной реконструкцией всего ансамбля и Красной площади). Этим проектом Кремль превращался в грандиозный общественный форум с главной овальной площадью, к которой сходились основные радиальные улицы Москвы. Связь Кремля с городской застройкой усиливалась и выносом главного фасада дворца (заложен в 1773; деревянная модель ≈ в Научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева в Москве) на линию кремлёвских стен. Вместе с тем мощный рустованный цоколь дворца и торжественная колоннада в высоту двух верхних этажей должны были скрыть за собой древние постройки Соборной площади, что существенно нарушило бы традиционный облик Кремля. В 1775 воплощение проекта было прервано из-за нежелания Екатерины II возвеличивать Москву. Это явилось для Б. тяжёлым ударом. Но частично свои градостроительные идеи Б. удалось осуществить в доме Пашкова в Москве (1784≈86; ныне старое здание Библиотеки СССР имени В. И. Ленина ). Б. перерабатывает традиционную схему застройки усадьбы, ставя в один ряд на краю холма, противоположного Кремлю, центральное увенчанное бельведером здание и связанные с ним флигеля (которые в других постройках обычно выступают вперёд), что придаёт застройке городской облик. Вместо курдонёра (парадного двора) создан сад; главный вход помещен со стороны небольшого двора с парадными воротами, которому придан характер курдонёра с воронкообразно раскрывающимся пространством. Дом Пашкова не только достойно соседствовал с Кремлём, но и определил масштаб трёх улиц, на которые выходят его фасады. В доме Пашкова, как и в других московских постройках Б. (дом Долгова на 1-й Мещанской, ныне проспекте Мира, 1770; колокольня и трапезная церкви Всех скорбящих на Б. Ордынке и дом Юшкова на Мясницкой, ныне ул. Кирова, 1780-е гг.), праздничное богатство пластической разработки фасадов сочетается с гармонически ясной и логически продуманной соразмерностью всех частей здания. Благодаря мастерскому использованию цвета и фактуры материалов (камня, штукатурки, гипса) возникают утончённая живописность, сложная игра света и тени. Увлечение псевдоготикой, характерное для ряда архитекторов 2-й половине 18 в. и впервые проявившееся у Б. в увеселительных строениях на Ходынском поле в Москве (1774≈75, известны по рисункам М. Ф. Казакова), вскоре перерастает в поиски им нового стиля; в архитектуре романтического по духу садово-паркового ансамбля в Царицыне (1775≈85), а также усадебной церкви в Быкове под Москвой (1782≈89) фантастически переработанные элементы древнерусского и готического зодчества своеобразно сочетаются с ордерными пропорциями. В планировке Царицына с её элементами классицистической чёткости тонко учтен рельеф местности: здания живописно расположены на разных уровнях. Белокаменный псевдоготический декор, зрительно облегчающий и пластически обогащающий сооружения из красного кирпича, придаёт им приветливость и нарядность; сочетание сложных по конфигурации помещений создаёт неожиданные контрастные эффекты при переходе из одного помещения в др. Постройки в Царицыне остались незавершёнными, поскольку Екатерина II враждебно отнеслась к ним при их осмотре на месте. В проекте Михайловского замка в Петербурге (1792≈96; строили в 1797≈1800 В. Ф. Бренна и Е. Т. Соколов), создавая по воле Павла I комплекс, отделённый каналами от города, Б. всё же сумел связать замок с городом, вынеся павильоны на линию Инженерной улицы. Б. одним из первых преодолел ограниченность теорий классицизма и дал высокую оценку отдельным памятникам средневекового зодчества, постоянно акцентировал историческое значение и общественное призвание русской архитектуры. Под редакцией Б. был издан русский перевод Витрувия . Б. ≈ создатель архитектурной команды и школы при Экспедиции кремлёвского строения, где работали М. Ф. Казаков, К. И. Бланк, И. В. Еготов, Е. С. Назаров.
Соч.: Краткое рассуждение о Кремлёвском строе нии (ЦГИАЛ, фонд Академии художеств, 1770, дело 26, бумаги Баженова Каржавина); Слово на заложение Кремлёвского дворца, в кн.: Сумароков А. С., Полн. собр. всех соч., ч. 2, 2 изд., М., 1787; Мнения... о Кремлёвской перестройке, в кн.: Архитектурный архив, в. 1, М 1946, с. 119≈121.
Лит.: Михайлов А.И., Баженов, М., 1951; Ильин М. А. , Баженов, М., 1954; История русского искусства, М., 1961, с. 85-129.
И. М. Глозман, О. В. Мамонтова.