ашваттха в словаре кроссвордиста
Энциклопедический словарь, 1998 г.
древнеиндийское мифическое дерево; космический символ.
Мифологический словарь
(индуист.) — «лошадиная стоянка» — священное фиговое дерево, наиболее распространенный вариант мирового дерева. Нередко встречается в индийском эпосе, являясь существенным элементом в некоторых мифологических сюжетах.
Википедия
Ашваттха́ — в индуистской мифологии священное дерево.
Относительно того, какое именно растение имелось в виду, исследователи сходятся во мнении, что ашваттха — это Ficus religiosa , один из индийских видов смоковницы .
Это дерево упоминается уже в « Ригведе » (РВ I, 135; X, 97), её название, кроме Вед , являясь для ригведийских ариев важнейшим, нередко встречается в брахманах , упанишадах и итихасах . Но корни культа ашваттхи уходят ещё к Индской цивилизации , на печатях которой изображены её листья и она сама как Мировое древо .
Ашваттха является наиболее частым образом мирового дерева в Индии . Это представление отмечается уже в « Атхарва-веде » (АВ II, 7, 3) и особенно в упанишадах, где определённые части ашваттхи были соотнесены с разными частями макрокосма, причём священное дерево изображается перевёрнутым (« Катха-упанишада », « Майтраяния-упанишада »). Само дерево считалось местом пребывания богов, они восседают на нём на третьем небе. Ашваттху призывали в помощь в различных заговорах, направленных на уничтожение или ослабление врагов. Святой, когда сидит под ашваттхой, может предсказывать и понимать язык птиц.
Также ашваттху использовали и в ритуальной практике. Из неё делали сосуды для сомы , одну из двух дощечек при добывании священного огня трением, ветви использовались при сооружении алтаря в « Матсья-пуране ». Символом ашваттхи в ведийском ритуале служила юпа . Известен ритуал, по которому царю подносятся последовательно четыре чаши, сделанные из четырёх священных деревьев, причём за каждую чашу отвечает представитель одной из 4 варн древнеиндийского общества. Чаша из ашваттхи, например, подносилась вайшьей , из удумбары кшатрием и т. д.
« Махабхарата » также сообщает, что с помощью ашваттхи и удумбары решалась проблема бесплодия. Так мужчина должен был обнять удумбару, а его жена — ашваттху. При этом считалось, что эти деревья также соотнесены с варнами, как и в царском ритуале. Так, ашваттха обнималась для рождения идеального кшатрия, а удумбара — идеального брахмана .
Исследователи мифологии восстанавливают два архаичных мотива, связанных с ашваттхой. Первый — человек на дереве, причём они оба символизируют вселенную. Второй мотив, связанный с ашваттхой, это конь у мирового дерева. Считается, что первый отображает ритуальную практику человеческих жертвоприношений у дерева, второй — жертвоприношений коня. В ранней мистической философии человек на ашваттхе и его желание получить плод с её вершины выступали символами религиозного познания.
Именно под эти деревом на Будду снизошло просветление .