Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

архелай в словаре кроссвордиста

Большая Советская Энциклопедия

Архелай

(греч. Archélaos) (ум. 399 до н. э.), царь Македонии (около 413≈399). При А. велось большое строительство городов, дорог, военных укреплений, было создано боеспособное войско; столица Македонии была перенесена из Эг в Пеллу. А. способствовал распространению эллинской культуры, при его дворе жили крупнейшие греческие поэты и художники: Еврипид, Зевксис и др.

Википедия

Архелай (царь Спарты)

Архелай  — царь Спарты из рода Агидов , правивший в IX веке до н. э. . Согласно « Хронике Евсевия », правил 60 лет.

Архелай был сыном царя Агесилая I . В его правление лакедемоняне во главе с царями Архелаем и Харилаем силой подчинили себе один из соседних городов, Эгис, и обратили его жителей в рабство, подозревая, что те сочувствовали аркадянам . Был отцом Телекла .

Архелай

Архела́й  — имя персонажей из античных мифов и истории:

  • Архелай — сын Геракла .
  • Архелай  — мифический предок Александра Македонского. Один из Гераклидов , сын Темена, царя Аргоса.
  • Архелай — один из сыновей Египта, убит своей женой-данаидой Анаксибией.
  • Архелай — сын Электриона и Анаксо .
Правители и военачальники
  • Архелай (IX век до н. э.) — царь Спарты из рода Агидов.
  • Архелай Македонский (V—IV века до н. э.) — македонский царь (413—399 годы до н. э.).
  • Архелай (II—I века до н. э.) — военачальник Первой Митридатовой войны.
  • Архелай (I век до н. э.) — верховный жрец в Беллоне и Комане , царь Египта (56—55 годы до н. э.) благодаря второму браку с Береникой IV . Сын полководца Архелая от Атенаиды, дочери Ариобарзана I Каппадокийского .
  • Архелай Филопатор (I век до н. э. — 17 н. э.) — царь Каппадокии (36 год до н. э. — 17 год н. э.). Сын царя Египта Архелая.
  • Ирод Архелай (23 год до н. э. — 18 год н. э.) — этнарх Самарии, Иудеи и Идумеи (4 год до н. э. — 6 год н. э.). Сын Ирода I, зять Архелая Филопатора.
Учёные и поэты
  • Архелай (V век до н. э.) — древнегреческий натурфилософ, ученик Анаксагора, предположительно, учитель Сократа.
  • Архелай из Херсонеса (125 год до н. э.) — эллинистический египетский поэт.
Епископы
  • Архелай, епископ Месопотамский (конец III века ) — епископ , христианский сирийский писатель, существование которого под вопросом.
Архелай (сын Темена)

Архелай  — мифический предок Александра Македонского. Один из Гераклидов , сын Темена , царя Аргоса. Отправлен братьями в изгнание и прибыл к царю Киссею в Македонию. Киссей обещал ему царство и дочь в жены. Архелай в битве обратил врагов в бегство. Друзья убедили Киссея хитростью убить Архелая, сбросив его в яму. Узнав об этом, Архелай сам сбросил царя в яму. Он бежал и, следуя оракулу Аполлона, странствовал, следуя за козой. Дорога привела его к месту, где он основал город, названный им Эга .

Действующее лицо трагедии Еврипида «Архелай».

Миф о нем считается вариантом мифа о Каране , но в мифической родословной Архелай находится на несколько поколений старше (условно первая половина XI в. до н. э.).

Архелай (царь Каппадокии)

Архелай Филопатор (, умер в 17 году ) — царь Каппадокии с 36 года до н. э. по 17 год н. э. .

Архелай (философ)

Архелай ; V в. до н. э.) — древнегреческий натурфилософ , ученик Анаксагора , предположительно, учитель Сократа ( DL ). Он утверждал, что в основе движения лежит отделение горячего от холодного, из чего пытался объяснить образование Земли и творение животных и людей .

Произведения Архелая не сохранились; о его доктрине мы знаем из трудов Диогена Лаэртского , Симпликия , Псевдо-Плутарха и Ипполита . Архелай утверждал, что воздух и бесконечность  — принципы всех вещей. Псевдо-Плутарх предполагает, что он имеет в виду безграничный воздух; также этим своим положением он исключает нус из творения мира. Если так, он отказывается от большей части доктрины Анаксагора, придерживается материалистической позиции, что души возникают из воздуха. Всё же он признаёт нус причиной всех вещей, и с подобным объяснением соглашается Симпликий.

Космология Архелая основана на причине движения в противопоставлении горячего и холодного. Согласно замыслу материального нуса, это противопоставление разделило огонь и воду, и создало вязкую массу земли. Со временем земля стала твёрдой, под воздействием тепла влага испарилась и появились животные, которые сперва питались грязью, из которой они возникли, постепенно размножаясь и приобретая свой вид. Люди также появились сперва из низших форм. Все животные были наделены разумом, но люди отделились от других видов, основали общество и установили законы .

Согласно Архелаю, Земля плоская, но поверхность вогнута по направлению к центру, поскольку если бы она была абсолютно ровной, солнце всходило бы и заходило бы везде одновременно. Он говорил, что Солнце является самой большой из всех звёзд .

Архелай (полководец)

действия Первой Митридатовой войны В 87 году до нашей эры в Грецию с целью обуздать деятельность Архелая был отправлен один из лучших римских полководцев Луций Корнелий Сулла , который со своим войском осадил Архелая в укреплённой гавани в Пирее и в 86 году до нашей эры завоевал город Пирей. Однако он так и не смог овладеть крепостью Мунихиею, которую обороняла армия Архелая. Наконец Архелай сам, по приказанию своего царя, оставил эту крепость и перешел в Беотию , где сосредоточил свои главные силы, получив от Митридата значительное подкрепление. Луций Корнелий Сулла последовал за своим противником, и в сражении при Херонее римские легионы одержали блестящую победу. Только недостаток кораблей помешал окончательному разгрому войск Архелая, вновь стянувшихся к Халкиде, пока Митридат не выслал в Грецию свежее восьмидесятитысячное войско. В 85 году до нашей эры противоборствующие армии вновь сошлись в битве при Орхомене , где Сулла после двухдневного боя почти полностью уничтожил войско Архелая. Сам Архелай чудом спасся на челноке, на котором переехал в Халкиду .

В результате зимой 85—84 годов до н. э. Митридат VI был вынужден начать с Суллой переговоры о мире, который был заключен после личного свидания обоих полководцев в Дарданоне. Луций Корнелий Сулла обложил Митридата данью и, конфисковав часть кораблей, заставил его покинуть Азию и все другие провинции, которые Митридат занял силой оружия. Рим освободил пленников, покарал перебежчиков и преступников, и приказал, чтобы царь довольствовался границами предков, то есть непосредственно Понтом .

Архелай после этих событий впал в немилость у царя Митридата; существует мнение, что когда началась Вторая Митридатова война , он перебежал к римлянам, однако ряд историков отрицают эту версию и считают, что Архелай стал жертвой придворных сплетен завистников и врагов.

Архелай (епископ Месопотамский)

Архела́й (; ; конец III века ) — епископ , христианский сирийский писатель, существование которого под вопросом. В Католичестве Архелай причислен к лику святых и почитается как святитель, его память 26 декабря. Иероним Стридонский в своей книге «О знаменитых мужах» посвятил Архелаю 72-ю главу.

Место и год рождения неизвестны. Архелай был епископом города Касхара в северной Месопотамии , во времена правления императора Проба . Писал свои сочинения на сирийском языке . Архелай известен прежде всего как противник и обличитель Мани и ереси манихейство .

Епифаний Кипрский в своей книге « Панарион » описывает начало полемики Архелая и Мани. В Касхаре жил Маркелл — христианин и удивительный по делам правды, помогавший вдовым и бедным, сиротам и нуждающимся. Мани решил сделать Маркелла последователем своего учения и написал ему письмо. Когда Маркеллу пришло письмо от Мани в его доме был Архелай, епископ прочитал письмо и «заскрежетал зубами, как лев рыкающий. и восприняв ревность Божию, думал поскорее отправиться к нему и схватить его как пришельца из варварских стран…епископ Архелай, кроме слова имея и ревность по вере, решился, если бы возможно было, как только узнает о его прибытии, тотчас поймать этого человека, как тигра или волка, или какого другого зверя, предать его смерти, чтобы от нападения такого зверя не повредилось стадо». Маркелл уговаривал Архелая лучше поговорить с Мани великодушно и незлобиво. В Касхаре состоялись дебаты между Архелаем и Мани. Архелай одержал победу в диспуте, которую ему присудили судьи, толпа хочет побить камнями Мани. Мани бежал, его поймали по приказу персидского царя, и при помощи заостренной тростниковой палочки содрали с Мани кожу, после чего Мани умер. Кожу Мани набили соломой и выставили на всеобщее обозрение. Все эти события изложены в «Панарионе», которая является кратким пересказом книги «Деяния Архелая». «Деяния Архелая» написал неизвестный сирийский автор, но в Греческой патрологии авторство приписано самому епископу Архелаю. «Деяния Архелая» в полном виде сохранилось на латинском языке; на греческом, коптском, сирийском языках сохранились лишь фрагменты. По мнению историков книга «Деяния Архелая» более позднего происхождения чем смерть Мани (~ 280 год), первое упоминание о ней как и о самом Архелаи это 348 год у Кирилла Иерусалимского . Хотя Иероним Стридонский и Епифаний Кипрский считали автором книги самого епископа Архелая.