Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большой юридический словарь

антропологическая школа уголовного права

одно из направлений в науке уголовного права; возникла в 1870-х гг. в Италии. Основоположник - итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо (1835-1909 гг.). Главный тезис А.ш.у.п. заключается в том, что преступность - явление не социальное, а сугубо биологическое, в силу чего преступника необходимо изучать с антропологической точки зрения. По мнению сторонников А.ш.у.п., преступник - это особый биологический тип с характерными чертами внешности; некоторые люди рождаются преступниками и не могут быть исправлены. Отрицая основные принципы классической школы уголовного права, А.ш.у.п. предлагала заменить уголовные суды административно-медицинскими органами, призванными определять наличие у того или иного субъекта черт "преступного человека" и решать вопрос о мерах безопасности, которые должны быть к нему применены.

Большая Советская Энциклопедия

Антропологическая школа уголовного права

одно из направлений в буржуазной теории уголовного права. Возникла в 70-х гг. 19 в. Родоначальник ≈ профессор судебной медицины из Турина (Италия) Ч. Ломброзо (иногда это направление называлось ломброзианством); ближайшими его последователями были итальянские учёные Э. Ферри и Р. Гарофало. Наибольшее распространение А. ш. у. п. получила в период империализма, когда преступность, особенно профессиональная, стала принимать угрожающие размеры. Почти полностью игнорируя социальные условия и причины существования преступности, буржуазные юристы ≈ представители так называемой классической школы уголовного права ≈ заявляли о том, что для борьбы с преступностью достаточно хорошо разработанного уголовного права. Поскольку стало очевидным, что уголовное право, основывавшееся на теориях классической школы, было не способно сдерживать рост преступности, возникла необходимость в разработке нового подхода к решению указанных проблем. Таким образом, А. ш. у. п. явилась определённой реакцией на ограниченный догматический характер классической школы, практически не принимавшей во внимание при решении вопроса об уголовной ответственности личность преступника. Однако, если классическая школа обосновывала зависимость уголовной ответственности только от деяния (концепция т. н. «уголовного права деяния» ≈ Tatstrafrecht), то А. ш. у. п. при решении вопроса об уголовной ответственности учитывала лишь личность преступника (концепция т. н. «уголовного права деятеля», т. е. лица, совершившего преступление,≈ Taterstrafrecht).

Ломброзо сформулировал положение о прирождённом преступнике, согласно которому некоторые лица уже рождаются преступниками и об этом можно судить по их определенным физическим особенностям. Эти особенности внешнего строения человеческого тела ≈ антропологические признаки (отсюда название школы) ≈ определяют психику человека, весь его внутренний мир, в том числе и его преступные наклонности. По мнению Ломброзо, прирождённый преступник унаследовал физиологические, психические и нравственные качества первобытного человека. Сторонники школы, деля прирождённых преступников на 3 типа (убийц, воров и изнасилователей), считали, что убийцы, например, обладают следующими характерными антропологическими признаками: стеклянные, холодные глаза, налитые кровью, большой, часто орлиный, загнутый вниз нос, развитые клыки, челюсти и скулы. Помимо особенностей лица, которые Ломброзо считал наиболее значительными для диагностики преступного типа, не отрицалась роль физиологических и нравственных особенностей. Ломброзо и его последователи считали, что прирождённые преступники составляют до 40% общего числа преступников (остальные ≈ случайные преступники). Поскольку прирождённый преступник, по мнению Ломброзо, рано или поздно должен совершить преступление, нужно заблаговременно принять в отношении его соответствующие меры безопасности (а не меры наказания). Такая позиция означала отказ от законности в борьбе с преступностью и в этом прежде всего заключается реакционность А. ш. у. п. Антинародная направленность школы особенно проявлялась в её оценках и рекомендациях в связи с революционной борьбой трудящихся. Например, в книге Ломброзо и Р. Ласка «Политическая преступность и революция» (1890) авторы пытались доказать, что революционеры, активные деятели Парижской Коммуны, были прирождёнными преступниками. Чисто биологическими причинами объясняли Ломброзо и его сторонники женскую преступность и проституцию (см. кн. Ч. Ломброзо и Г. Ферреро, «Женщина ≈ преступница и проститутка», 1893).

Под влиянием критики А. ш. у. п. претерпевала изменения. Так, со временем Ломброзо перестал считать преступность только атавизмом и выдвинул положение о том, что она обусловливается ещё «нравственным помешательством» и эпилепсией, он стал признавать влияние на преступность некоторых социальных факторов. В рамках А. ш. у. п. возникали новые течения и направления (т. н. неоломброзианство), но в целом концепция Ломброзо сохраняла свою биокриминальную сущность. Взгляды последователей А. ш. у. п. исключали подлинно научное изучение причин преступности, т.к. из сферы исследования почти полностью исключались социальные основы преступности ≈ неизбежного явления в условиях эксплуататорского общества. Ряд положений А. ш. у. п. нашёл применение в империалистической государствах для борьбы с деятелями революционного демократического и национально-освободительного движения. На положениях А. ш. у. п., в частности, основывалась и фашистская расовая теория (один из ломброзианцев Э. Ферри стал фашистом). Ломброзианство стало основой биокриминологии.

Лит.: Решетников Ф. М., Уголовной право буржуазных стран, в. 2, Классическая школа и антрополого-социологическое направление, М., 1966.

Н. А. Стручков.