Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

антигона в словаре кроссвордиста

антигона

Энциклопедический словарь, 1998 г.

антигона

в греческой мифологии дочь царя Фив Эдипа. Предала погребению тело своего брата Полиника, нарушив запрет дяди - царя Креонта; за это была заключена в темницу, где покончила с собой.

Мифологический словарь

антигона

(греч.) — дочь фиванского царя Эдипа и Иокасты, сопровождавшая своего слепого отца во время изгнания. После смерти Эдипа А. вернулась в Фивы, как раз к началу осады города семью вождями. Когда ее брат Полиник, воевавший против Фив, погиб в единоборстве с Этеоклом, А. нарушила запрет своего дяди царя Креонта и предала тело брата погребению. За это она была заживо замурована в пещеру, где покончила с собой. Ее жених Гемон, сын царя Креонта, пробрался к ней в пещеру и тоже лишил себя жизни. (Вариант: после похорон Полиника она вместе с сестрой Исменой бежала из Фив и укрылась в храме Геры в Платеях, где их догнал сын Этеокла Лаодамант. Он поджег храм, и обе сестры сгорели заживо.)

Большая Советская Энциклопедия

Антигона

в древнегреческой мифологии дочь фиванского царя Эдипа , рожденная от брака с его собственной матерью Иокастой. А. сопровождала Эдипа, когда он, узнав о совершенных им по воле богов преступлениях, принёсших несчастье его семье, ему и Фивам, ослепил себя и отправился в изгнание. Вернувшись после смерти отца в Фивы, А., вопреки запрету своего дяди ≈ царя Фив Креонта, похоронила труп брата Полиника, поднявшего оружие против Фив. За это была живой заключена в гробницу, где покончила с собой. К образу А., олицетворявшему верность родственному долгу, обращались античные авторы трагедий («Эдип в Колоне» и «Антигона» Софокла).

Википедия

Антигона (Софокл)

«Антиго́на» — трагедия древнегреческого драматурга Софокла , поставлена в марте-апреле 442 года до н. э. Переведена на русский язык Ф. Ф. Зелинским .

«Антигона» написана на мифологический сюжет фиванского цикла . В трагедии «Антигона» Софокл вскрывает один из конфликтов современного ему общества – конфликт между родовыми неписаными законами и законами государственными.

Антигона (жена Пелея)

Антиго́на — в древнегреческой мифологии дочь Евритиона , царя Фтии , что в Фессалии , выданная им за Пелея , который вместе с тем получил третью часть царства. Во время Калидонской охоты Пелей случайно убил Евритиона, и был вынужден бежать из Фессалии. От скверны убийства Пелея очистил иолкский царь Акаст . Супруга последнего, Астидамия , всопылала страстью к Пелею и будучи отвергнута обвинила его, что он насильно её домогался , и Антигона в отчаянии повесилась. Впоследствии Пелей отомстил, завоевав Иолк и жестоко казнив жену Акаста.

Упоминается у Ферекида .

Антигона (значения)

Антиго́на :

Антигона (Еврипид)

Антигона — трагедия древнегреческого драматурга Еврипида , содержащая уникальную версию одного из центральных эпизодов фиванского мифологического цикла. Её текст был утрачен, но описание сюжета трагедии Гай Юлий Гигин включил в свои «Мифы».

Антигона

Антиго́на — героиня древнегреческой мифологии , старшая дочь фиванского царя Эдипа и Иокасты , сестра Исмены и братьев Этеокла и Полиника . Племянница царя Креонта . Значимое внимание в фиванской саге она и её сестра получили лишь после появления трагедий Софокла « Эдип в Колоне » и « Антигона ». Образ её олицетворял верность родственному долгу.

Антигона по своей воле последовала за ослепившим себя своим старым отцом в его добровольном изгнании, закончившимся с его смертью в Колоне , разделяя с ним в скитаниях тяжкую нужду, затем вернулась в Фивы.

Её братья Этеокл и Полиник соперничали между собой за власть в Фивах. Полиник выступил с Адрастом в походе Семи против Фив против брата, оба они погибли в сражении. Этеокл, как защитник Фив, удостоился подобающих похорон. Тело Полиника, как изменника родины, осталось не погребённым по запрету нового властителя Фив царя Креонта . Антигона тайно предала земле его тело, присыпав ею его; либо бросила его в тот же костёр, где сжигали тело Этеокла; и совершила возлияния . По одному рассказу, Антигона действовала не в одиночку, а вместе с Аргией, вдовой Полиника . Место, где она тащила тело Полиника к костру Этеокла , называлось Волок Антигоны.

Как указывает В. Н. Ярхо , схваченная Антигона отстаивает перед Креонтом свою правоту: приказ смертного не может отменить «неписаных, но прочных божественных законов», повелевающих ей исполнить священный родственный долг и предать погребению родного по крови человека. Как отмечают, она утверждает приоритет общечеловеческой ценности, положенной в дальнейшем в основу христианской морали.

За нарушение его запрета Креонт осудил Антигону на погребение заживо, она повесилась; вар. — была замурована в каменную пещеру , где покончила с собой. Приговор этот привёл в отчаяние жениха её, Гемона , сына Креонта, и он умертвил себя; вар. — покончил с собой, опоздавший спасти её; заколовшись над её трупом.

Антигона представляет собой идеал любви к родителям и благородного самоотвержения, которое и привело её к трагической смерти. Такой она и является в двух трагедиях Софокла : « Эдип в Колоне » и « Антигона », которые обессмертили её имя и неоднократно переводились на множество языков (переводы Гёльдерлина — 1804 ).
Героиня трагедии Эсхила «Семеро против Фив», трагедий Еврипида «Финикиянки» и «Антигона», Астидаманта Младшего и Акция «Антигона», Сенеки «Финикиянки».

В честь Антигоны был назван крупный астероид (129) Антигона из группы главного пояса, открытый в 1873 году.

Антигона (дочь Лаомедонта)

Антиго́на — персонаж древнегреческой мифологии, дочь троянского царя Лаомедонта . Она гордилась своими прекрасными волосами, сравнивая их с волосами Геры , и богиня в гневе превратила эти волосы в змей. Однако боги сжалились над Антигоной и, когда она купалась, превратили её в аиста , который поэтому ненавидит змей.

Вергилий упоминает аиста в « Георгиках »: «белая птица к нам прилетит, ненавистная змеям». Состязание Антигоны и Геры на ткани выткала Афина , состязаясь с Арахной .

Схожий рассказ известен про Медузу Горгону . Аисты почитались в Фессалии.

Примеры употребления слова антигона в литературе.

После смерти Антигоны он женился еще не раз и всегда из расчета, желая расширить свои владения: он был женат на дочери Автолеонта, царя пэо-нийцев, на Биркенне, дочери Бар-диллея, царя иллирийцев, и на Ланассе, дочери Агафокла Сира-кузского, которая принесла ему в приданное Керкиру.

Там были и Антигона, и Андромаха, и Пенелопа, и даже сама Гекуба - все женщины, когда-либо познавшие истинную любовь.

Тогда Антигон обманом занес себя в число должников: он привел какого-то человека, который сказал, будто одолжил ему денег.

Опасаясь его, Пердикка решился на убийство, но Антигон объявил, что намерен оправдаться в возводимых на него обвинениях.

В последовавшей затем войне Антигон в союзе с Кратером, Антипатром и Птолемеем боролся против Пердикки, на стороне которого был Эвмен.

Несмотря на то, что Антигон имел пехоты в два раза меньше, чем Эвмен, ему удалось одержать победу, главным образом из-за измены подкупленного Антигоном Аполлонида.

За это время Антигон предпринял поход против брата Пердикки Алкета и его неарха Аттала, которые, имея много войска, оставались самыми важными полководцами после смерти Пердикки.

Алкет никак не ждал его, и поэтому Антигон занял высоты и труднодоступные места.

Сам Антигон во главе 600 всадников разбил подходившие резервы и ударил в тыл вражеской коннице.

Поэтому в сражении Антигон одержал полную победу, взяв в плен многих знатных военачальников.

Всех пленных Антигон распределил по своему войску, поступив с ними весьма снисходительно, и тем умножил свои силы.

Затем Антигон подступил к Термису и стал требовать, чтобы ему выдали его врага.

Забыв о своих прежних скромных надеждах, Антигон начал думать о владычестве над Азией.

Взвесив свои силы, Антигон решил не покоряться Полисперхонту, а наоборот -- поддержать его врагов.

В ту пору всем уже стало ясно, что Антигон помышляет о захвате власти.

Источник: библиотека Максима Мошкова