Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

анатман в словаре кроссвордиста

Википедия

Анатман

Ана́тман (, ; пали : Анатта; букв. «не-Я») — один из важнейших догматов буддизма , постулирующий отсутствие атмана  — «Я», самости индивида или его души. Вместо учения об атмане в буддизме присутствует учение о движущихся дхармах - неделимых "единицах психики", составляющих т. н. "личность" . Непрерывный поток этих дхарм называется "сантана".

Учение об анатмане противопоставляется буддизмом индуистскому учению об атмане и брахмане . Анатман — один из трёх признаков бытия в философии буддизма наряду с дукха и анитья .

Учение об анатмане обусловливает отсутствие отдельной, постоянной и неизменяемой души , самости в каком-либо феномене бытия. Буддизм подчеркивает, что то, что воспринимается индивидуумом как «Я» — всего лишь иллюзия , «подсказываемая» нам скандхами . Это же в свою очередь влечёт страдания и несчастья, испытываемые таким «Я».

Будда проповедовал учение об анатмане в «Сутре о сущности анатмана»: Справедливо ли тогда думать о том, что непостоянно, неудовлетворенно, изменчиво: «Это моё, это Я, это моя душа?». — «Несправедливо, учитель». — Точно так же, о биккху, непостоянны и неудовлетворенны чувства, восприятия, действия, сознание. Справедливо ли думать об этом непостоянстве: «Это моё, это Я, это моя душа?» — «Конечно нет, учитель». — Тогда, о биккху, вся рупа [материальное бытие], будь то прошлое, настоящее или будущее, личное или чужое, грубое или нежное, низкое или высокое, далекое или близкое, должна восприниматься правильно в её естественных реалиях: «Это не моё, это не Я, моей души не существует». Благородно обученный, который понимает это, испытывает отвращение к телу, чувствам, восприятиям, действиям, сознанию, становится независимым от этих отвратительных скандх и освобождается через независимость от них. Тогда осеняет его знание: «Я свободен». Он понимает, что привязанность к возрождению окончена, становится счастливым, делает то, что должен сделать, и для него невозможно вернуться к прежнему состоянию.

Будда менял своё отношение к атману и анатману в зависимости от типа слушателей, делая свою проповедь искусным средством . Известный буддийский монах Чандракирти отмечал, что Будда проповедовал об атмане «самым невежественным» слушателям, тем самым пресекая их материализм . Наиболее опытным слушателям Будда говорил об анатмане, тем самым уничтожая у них «тонкую привязанность к личности». Те же, кто стали буддами, по утверждению Чандракирти, «сами понимали, что атман не является ни реальным, ни нереальным».