Википедия
Авиационная метеорологическая станция гражданская — специализированное учреждение , осуществляющее метеорологическое обеспечение гражданской авиации . АМСГ имеются в большинстве аэропортов России и стран СНГ (кроме части небольших аэропортов местных воздушных линий ).
В России большая часть АМСГ находится в ведении ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета » .
Основные функции АМСГ:
- наблюдения за метеорологическими условиями на аэродроме ;
- разработка и выпуск прогнозов погоды и предупреждений по аэродрому, маршрутам и районам полетов;
- проведение консультаций и предоставление полетной документации экипажам воздушных судов и другим авиационным потребителям, связанным с производством полётов;
- обмен метеорологической информацией с другими метеорологическими органами;
- обучение и инструктаж авиационного персонала, привлеченного к производству метеорологических наблюдений на вертолётных площадках;
- осуществление технического обслуживания метеорологических приборов на аэродроме, организация их ремонта и монтажа;
- контроль работы по передаче метеорологической информации;
- изучение климатических условий обслуживаемого района полётов, составление климатических описаний и разделов «Метеорологическое обеспечение» для инструкции по производству полетов на аэродроме.
Существуют АМСГ четырёх разрядов:
- Первый — при круглосуточной работе аэродрома, в международных аэропортах; численность штата около 20 человек (из них 1 начальник, 8 синоптиков , 8 техников-метеорологов , 2 инженера по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем).
- Второй — при круглосуточной работе аэродрома, во внутрироссийских аэропортах; численность штата около 14 человек (из них 1 начальник, 5 синоптиков и 5 техников-метеорологов, 1 инженер по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем).
- Третий — при некруглосуточной работе аэродрома ; численность штата около 9 человек (из них 1 начальник, 3 синоптика и 4 техника-метеоролога, 1 инженера по эксплуатации гидрометеорологических приборов, оборудования и систем).
- Четвёртый — АМСГ без синоптической группы ; численность штата 5 человек (из них 1 начальник и 4 техника-метеоролога).
Более крупные, чем АМСГ 1 разряда, учреждения по метеорологическому обеспечению авиации носят название Авиационный метеорологический центр . Они находятся в важнейших аэропортах ( Домодедово , Шереметьево , Пулково , Самара , Екатеринбург и т. д.). Кроме того, имеются зональные авиаметцентры в Новосибирске и Хабаровске , а также главный авиаметцентр во Внуково .
Большинство авиакомпаний РФ получают услуги по метеорологическому обеспечению полётов от сети АМСГ Росгидромета . Однако с 2013 года авиакомпания «Россия» приступила к самостоятельному метеорологическому обеспечению собственных рейсов, для чего получена лицензия Росгидромета на такого рода деятельность. Работа выполняется полетными диспетчерами в рамках полетно-диспетчерского обслуживания и профессиональными синоптиками из специально созданного для этих целей подразделения компании. Работы в данном направлении . Решением Верховного Суда РФ от 09.02.2015 N АКПИ14-1451 эта практика признана неправомерной. Командир воздушного судна и эксплуатант до начала полета должны руководствоваться информацией метеорологических служб Верховный Суд РФ признал недействующими пункт 5, абзац 10 пункта 66 Приказа Минтранса России от 22.11.2010 N 263, которым вносятся изменения в Приказ Минтранса РФ от 31.07.2009 N 128 "Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации». Данное решение вступило в законную силу 28 апреля 2015 года.