Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Азербайджанская железная дорога

образована в июне 1967 (ранее входила в состав Закавказской ж. д.). Управление в Баку. Пролегает в основном по территории Азербайджанской ССР (95% ). Граничит на севере с Северо-Кавказской ж. д. (станция Дербент), на западе с Закавказской ж. д. (станции Беюк-Кясик и Норашен). На юге проходит вдоль государственной границы СССР с Ираном. Эксплуатационная длина 1868 км (1 января 1969). Строительство началось в конце 70-х гг. 19 в. В 1880 сдана в эксплуатацию линия Баку ≈ Сабунчи ≈ Сураханы, которая первоначально предназначалась для вывоза нефти, но после строительства нефтепроводов стала преимущественно пассажирской. В 1883 построена линия Баку ≈ Беюк-Кясик ≈ Тбилиси, создавшая с ранее проложенными линиями от Тбилиси до Батуми и Поти прямую железнодорожную связь между портами Каспийского и Чёрного морей; в 1900 ≈ Баладжары ≈ Дербент, связавшая районы Закавказья с Северным Кавказом и другими районами страны; в 1908 ≈ Джульфа ≈ Норашен ≈ Масис, соединившая пограничную (с Ираном) станцию Джульфа с Ереваном и другими пунктами Закавказья. За годы Советской власти построены линии: Алят ≈ Миндживан ≈ Кафан (1936) и Миндживан ≈ Джульфа (194

  1. (сократившие путь между Баку и Ереваном), а также Османлы ≈ Астара (1941), Сальяны ≈ Нефтечала (1941), Аджикабул ≈ Али-Байрамлы (1941). Для освоения Дашкесанского железорудного месторождения и вывоза руды в 1950 построена линия Алабашлы ≈ Кушчинский Мост. В составе дороги ≈ первая в СССР электрифицированная линия Баку ≈ Сабунчи (1926). К 1968 электрифицированы направления Беюк-Кясик ≈ Уджары, Баку ≈ Кишлы ≈ Сумгаит, Баладжары ≈ Дуванный, Алабашлы ≈ Кушчинский Мост и некоторые другие линии небольшой протяжённости.

    В 1967 грузооборот А. железной дороги составлял 1,1% от грузооборота всей сети; на магистралях Баку ≈ Дербент и Баладжары ≈ Беюк-Кясик грузонапряженность весьма высокая. А. железная дорога отправляет за год свыше 30 млн. т различных грузов; наибольший удельный вес имеют нефтегрузы (42% ), затем железная руда, цемент и другие стройматериалы, химические и минеральные удобрения, металлы и грузы сельского хозяйства. В ввозе и транзите преобладают уголь, лесоматериалы, машины, оборудование, зерно, грузы лёгкой промышленности. По видам сообщений перевозки распределяются: транзит 27%, ввоз 19%, вывоз 28%, местное сообщение 26%. Крупные пункты отправления и прибытия грузов: Баку, Гюздек, Сумгаит, Карадаг, Кишлы, Кировабад и др. А. железная дорога взаимодействует с крупнейшим на Каспийском море портом по перевалке различных грузов в Баку. После сдачи в эксплуатацию паромной переправы Баку ≈ Красноводск (196

  2. создана прямая связь районов Закавказья с районами Средней Азии.

    А. железная дорога осуществляет пассажирские перевозки как междугородные (Баку ≈ Тбилиси, Баку ≈ Ереван, Баку ≈ Москва и др.), так и пригородные. Общий пассажирооборот составляет 0,6% от пассажирооборота всей сети железных дорог СССР.

    Г.С. Райхер.

Википедия

Азербайджанская железная дорога

Азербайджа́нская желе́зная доро́гажелезная дорога , образованная в 1945 году в результате выделения части Закавказской железной дороги в пределах Азербайджанской ССР , в отдельное предприятие. В течение 1945—1967 годов неоднократно объединялась и выводилась из состава Закавказской железной дороги. Азербайджанской железной дороге также принадлежали участки, проходившие по территории Мегринского района и станция Кафан , в Кафанском районе Армянской ССР.