Большая Советская Энциклопедия
комплекс сооружений для безопасного и удобного движения автомобилей с расчётными скоростями и нагрузками. Начавшееся в конце 19 в. развитие автомобильного транспорта потребовало создания удобных путей для движения автомобилей; пока скорости их движения были невелики, ограничивались приспособлением гужевых дорог, проводя мероприятия по борьбе с пылью и предохранению дорожного покрытия от быстрого разрушения. С ростом интенсивности движения, повышением скоростей и нагрузок стали производить более капитальные переустройства гужевых дорог, расширяя проезжие части, устраняя крутые подъёмы и спуски, увеличивая радиусы закругления, применяя беспыльные и прочные дорожные покрытия и т. п. После 1-й мировой войны во всех странах стали строить только А. д., специально рассчитанные и спроектированные для движения автомобилей (носящие название во Франции autoroute, в Англии motorway, в Италии autostrada, в США highway и т. п.). В зависимости от назначения в общей транспортной сети СССР и от расчётной интенсивности движения (предполагаемое через 20 лет число автомобилей в среднем за год, которые будут проходить за сутки по дороге в обоих направлениях) А. д. разделяют на 5 технических категорий. Чем выше расчётная интенсивность движения, тем выше категория дороги и её технические характеристики, в первую очередь расчётная скорость движения (для 1-й категории 150 км/ч, для 5-й категории 30 км/ч). Расчётная скорость ≈ наибольшая по условиям безопасности движения скорость одиночного легкового автомобиля. Техническая классификация А. д. СССР приведена в табл.
-
Табл. 1. ≈ Техническая классификация автомобильных дорог СССР
Показатели
Технические категории автомобильных дорог
1-я
2-я
3-я
4-я
5-я
Перспективная среднесуточная интенсивность движения автомобилей в обоих направлениях
Более
6000
6000≈
═3000
3000≈
═1000
1000≈
══200
Менее
═200
Расчётная скорость движения, км/ч
150
═120
═100
═80
60
Ширина проезжей части, м
2х7,5
и более
══7,5
═════7
═══6
4,5
Ширина полосы движения, м
3,75
3,75
═3,5
═3,0
4,5
Наибольшие продольные уклоны, ┴
30
40
══50
══60
70
Наибольший допустимый вес, переда-ваемый колёсами одиночной наибо-лее нагруженной оси автомобиля, кн═════════
100
100
══60
══60
60
══════════════════════════════════════════════════════════тс
10
════10
════6
════6
6
Основные элементы, определяющие поперечный профиль автомобильной дороги (рис. 1): расстояние а между бровками в, условно называют шириной земляного полотна; проезжая часть б, обочины г для временной остановки автомобилей; резервы д, из которых берут грунт для возведения земляного полотна; обрезы е ≈ части дорожной полосы для размещения пешеходных и велосипедных дорожек, зелёных насаждений, линий связи, линейных зданий, транспортных устройств и т. д. На проезжей части устраивают дорожную одежду. Покрытие ж ≈ верхний слой дорожной одежды , сооружаемый из наиболее прочных дорожно-строительных материалов, воспринимает нагрузку от колёс автомобилей. Покрытие должно быть ровным, с шероховатой поверхностью и обеспечивать хорошее сцепление с колёсами автомобиля. Основание з ≈ несущий слой дорожной одежды, воспринимающий расчётную нагрузку автомобилей. Дополнительный слой основания и имеет различное назначение (дренирующий, морозоустойчивый и т. п.). Для лучшей видимости границ проезжей части и укрепления краев покрытия устраивают краевые полосы к, отличающиеся от покрытия цветом.
В местах прохода А. д. через водотоки (реки, ручьи и т. п.), ущелья, а также в местах пересечения с другими путями сообщения устраивают искусственные сооружения ≈ мосты, трубы, путепроводы, транспортные развязки и др. (рис. 2).
Бурный рост автомобильного транспорта вызвал увеличение интенсивности движения по А. д. как грузовых, так и легковых автомобилей. Это потребовало специальных мероприятий, обеспечивающих повышение безопасности, регулирование движения и обслуживание проезжающих: вдоль бровок устанавливают или подвешивают над проезжей частью дорожные знаки и указатели, на крутых поворотах устраивают виражи (односкатные уклоны проезжей части к центру кривой), ограждения дороги, производят разметку проезжей части, оборудуют светильниками и т. д.; для обслуживания пассажиров и водителей сооружают автовокзалы, автопавильоны, автозаправочные станции, станции технического обслуживания, мотели, кемпинги и т. п., а для обеспечения грузовых перевозок, кроме того, ≈ грузовые автостанции, склады, оборотные гаражи и т. п.
Одной из важнейших транспортно-эксплуатационных характеристик А. д. является её пропускная способность (ПС), т. е. максимальное число автомобилей, которое без заторов может пройти через данный участок А. д. в течение определённого промежутка времени (например, за час). Величина ПС в основном зависит от ширины и количества полос движения, радиусов закруглений и продольных уклонов, состава транспортного потока, скорости движения, погоды. Максимальная ПС двухполосной А. д. шириной 7≈7,5 м при благоприятных дорожных условиях (сухое покрытие, открытый незастроенный прямолинейный и горизонтальный участок без пересечений в одном уровне и т. д.) составляет около 2 тыс. легковых автомобилей в час или, примерно, 20 тыс. легковых автомобилей в сутки. Наличие грузового движения резко снижает ПС и при 70≈80% грузовых автомобилей в транспортном потоке ПС двухполосной А. д. шириной 7≈7,5 м составляет 8≈9 тыс. автомобилей в сутки. Если фактическая интенсивность движения на А. д. превышает величину ПС, образуются заторы и транспортно-эксплуатационные показатели А. д. резко снижаются.
Строительство А. д. в СССР осуществляют с помощью высокопроизводительных дорожных машин по поточному методу с применением комплексной механизации. При возведении земляного полотна широко используют бульдозеры, скреперы, автогрейдеры и др. Отдельные конструктивные элементы и детали дорожных сооружений изготовляют на специально оборудованных полигонах и заводах. Асфальто- и цементобетонные смеси приготовляют на автоматизированных смесительных установках. Полностью механизировано устройство усовершенствованных дорожных покрытий и оснований для них.
При эксплуатации А. д. бесперебойное движение поддерживает служба ремонта и содержания А. д., а регулирование и обеспечение безопасности осуществляют Госавтоинспекция.
Основные направления технического прогресса в строительстве А. д.: повышение транспортно-эксплуатационных качеств дорожных покрытий и их сроков службы, внедрение более совершенной технологии строительства и уменьшение зависимости выполнения строительных работ от климатических условий.
Лит.: Строительство автомобильных дорог, под ред. Н. Н. Иванова, т. 1≈2, М., 1963≈64; Автомобильные дороги, М., 1964.
В. К. Некрасов
Сеть автомобильных дорог. Повсеместное строительство А. д. было вызвано быстрым ростом автомобильного парка. Если в 1913 длина находившихся в эксплуатации дорог общего пользования составляла не более 25 тыс. км, то сеть А. д. в 1965 насчитывала свыше 18 млн. км (см. табл. 2).
Табл.
-
≈ Общая протяжённость автомобильных дорог земного шара (млн. км) на 1965
Общая протяжённость А. д.
В т. ч. с твёрдым покрытием
Из них усовершенствованные
Вся сеть, %
Мир в целом
18,3
═════10,9
5,0
100
Капиталистич. и развивающие-
══ся страны
15,7
9,7
4,6
85,7
в т. ч. экономически разви-
═════════тые
12,2
8,8
4,3
66,6
═════════экономически слабо-
═════════развитые
3,5
0,9
0,3
19,1
Социалистич. страны
2,6
1,1
0,3
14,3
═в т. ч. СССР
1,4
0,4
0,1
═════════другие европ. страны
0,7
0,5
0,2
Размещение А. д. по частям света в 1965 (без СССР и других социалистических стран) показано в таблице
-
Табл. 3. ≈ Протяжённость сети автомобильных дорог по частям света в капиталистических и развивающихся странах на 1965
Части света
Общая протя-
жённость A. д.
В т.ч с твёрдым
покрытием
Из них усовер-
шенствованных
тыс. км
%
тыс, км
%
тыс. км
%
Европа
3535
22,5
2630
27,1
1570
33,9
Азия
1885
12,0
1015
10,4
═225
4,8
Африка
1400
8,9
315
═3,2
═══85
1,8
Сев. Америка
6730
42,8
5060
52,2
2500
54,0
Лат. Америка
1150
7,3
260
2,7
═══90
1,9
Австралия и Океания
1035
6,5
430
4,4
═170
3,6
Итого
══════15735
═100
9710
100
4640
100
Густота сети А. д. (1964) составляла в среднем на земном шаре 24 км (на 100 км2обжитой территории), в том числе в капиталистических и развивающихся странах ≈ 30 км (из них в слаборазвитых странах ≈9,7 км), в социалистических странах ≈ 11,0 км (в т. ч. в СССР ≈ 9,6 км). Тот же показатель на 10 тыс жителей выглядит так: мир в целом ≈ 56 км; капиталистические и развивающиеся страны ≈ 72 км, в том числе слаборазвитые ≈ 23 км; социалистические страны ≈ 24 км, в том числе СССР ≈ 59 км.
Важнейшие А. д. мира. Западная Европа: Лондон ≈ Париж ≈ Ницца ≈ Рим ≈ Палермо; Лондон ≈ Лозанна ≈ Милан ≈ Бриндизи; Лисабон ≈ Париж ≈ Стокгольм; Лисабон ≈ Берн ≈ Копенгаген ≈ Стокгольм ≈ Хельсинки; Лондон ≈ Вена ≈ Будапешт ≈ Белград ≈ Александруполис ≈ Стамбул; Рим ≈ Берлин ≈ Осло ≈ Стурдаль; Рим ≈ Вена ≈ Варшава; Лондон ≈ Гаага ≈ Берлин ≈ Варшава; (Париж) ≈ Прага ≈ Варшава ≈ (СССР); Триест ≈ Прага ≈ Щецин ≈ Гамбург ≈ Берлин ≈ Прага ≈ Будапешт ≈ Бухарест ≈ Констанца; Берлин ≈ Вроцлав ≈ Краков ≈ Пшемысль ≈ (СССР).
Азия: Базерган (граница с Турцией) ≈ Хой ≈ Тегеран ≈ Мешхед ≈ Герат ≈ Кабул ≈ Пешавар ≈ Исламабад ≈ Дели ≈ Дакка ≈ Кало ≈ Пномпень ≈ Сайгон и Тегеран ≈ Керман ≈ Лахор ≈ Дели (далее через Непал) ≈ Дакка ≈ Рангун≈ Бангкок ≈ Куала-Лумпур ≈ Сингапур ≈ Джакарта ≈ Денпасар (о. Бали).
Африка: Каир ≈ Александрия ≈ Триполи ≈ Тунис ≈ Алжир ≈ Танжер, Каир ≈ Луксор ≈ Хартум, Алжир ≈ Нигер, Алжир ≈ Конго, Танжер ≈ Дакар.
Северная Америка: Вашингтон ≈ Нью-Йорк ≈ Олбани ≈ Буффало, Чикаго ≈ Омаха ≈ Шайенн ≈ Сан-Франциско, Чикаго ≈ Сент-Луис ≈ Новый Орлеан (США); Торонто ≈ Монреаль (Канада).
Латинская Америка: Нуэво-Ларедо ≈ Мехико ≈ Гватемала ≈ Сан-Сальвадор ≈ Манагуа ≈ Сан-Хосе, Рио-де-Жанейро ≈ Сан-Паулу ≈ Монтевидео ≈ Буэнос-Айрес ≈ Вальпараисо, Каракас ≈ Богота ≈ Кито ≈ Лима ≈ Ла-Пас ≈ Буэнос-Айрес.
Австралия: Мельбурн ≈ Сидней ≈ Брисбен, Мельбурн ≈ Аделаида ≈ Порт-Огаста, Джералдтон ≈ Перт ≈ Олбани.
Табл.
-
≈ Густота сети автомобильных дорог по частям света (км.)
Части света
На 10 тыс. жит.
На 100 км2
вся сеть
дороги с твёрдым покрытием
вся сеть
дороги с твёрдым покрытием
Европа
109
═82
93
70
Азия
═17
═9
12
6
Африка
═46
═10
5
1
Сев. Америка
319
232
31
23
Лат. Америка
49
11
5
1
Австралия и Океания
582
247
12
5
А. д. СССР. Сооружение А. д. в СССР осуществляется с учётом размещения населённых пунктов, железных дорог, водных и воздушных путей сообщения и трубопроводов. По народно-хозяйственному значению, характеру обслуживаемых ими населённых пунктов А. д. делятся на: общего союзного значения, обеспечивающие межреспубликанские связи и соединяющие столицы союзных республик между собой и важнейшими экономическими центрами, а также обслуживающие международные сообщения, аэропорты и курорты общесоюзного значения; республиканского значения ≈ обеспечивающие межобластные связи и соединяющие республиканские и областные центры между собой и важными экономическими центрами областей, железнодорожными станциями и портами, а также подъезды к А. д. общегосударственного значения; областного значения ≈ обеспечивающие внутриобластные связи и соединяющие центры областей с городскими и районными центрами, а также важные промышленные и сельскохозяйственные пункты с сетью дорог республиканского значения, железнодорожными станциями и портами; местного значения, обеспечивающие внутрирайонные связи и соединяющие райцентры между собой и с отдельными населёнными пунктами, совхозами и колхозами; ведомственные, находящиеся в ведении отдельных министерств (лесного хозяйства, нефтедобывающей промышленности, цветной металлургии и др.).
А. д., соединяющие относительно удалённые друг от друга важные в экономическом и оборонном отношении районы и пункты и обеспечивающие массовое скоростное движение, называются магистральными (см. Автомобильная магистраль ).
Строительство А. д. осуществляется за счёт государственных капитальных вложений, отчислений от прибылей автотранспортных предприятий, а строительство местных А. д. ≈ с привлечением к участию промышленных, сельскохозяйственных и других хозяйственных предприятий и колхозов. Строительство А. д. широко развернулось в годы предвоенных пятилеток. В этот период была проведена реконструкция старых шоссе и построен ряд новых А. д. С 1913 по 1940 общее протяжение дорог с твёрдым покрытием увеличилось в 4 раза. В послевоенные годы проведены большие работы по восстановлению и ремонту А. д., построено много новых дорог с усовершенствованными покрытиями, а также крупных транзитных магистральных А. д., по которым осуществляется регулярное грузовое и пассажирское сообщение на дальние расстояния. За период с 1940 по 1966 протяжение А. д. с твёрдым покрытием возросло в 3 раза и составляет 456 тыс. км (на конец 1968). За это же время протяжение А. д. с усовершенствованными покрытиями возросло более чем в 20 раз (достигнув 145 тыс. км). Для большего удобства пользующихся дорогами и обеспечения безопасности движения важнейшим автомобильным магистралям присвоены маршрутные номера.
Москва ≈ Ленинград (719 км; маршрут ╧ 10) ≈ первая в России дорога с твёрдым покрытием. Построена в 1722≈46 (твёрдое покрытие с 1817 по 1834). Реконструирована в 1953≈58. Подъезды к аэровокзалу Шереметьево и Завидовскому заповеднику. Скоростное движение до аэропорта Шереметьево без пересечений. Проходит через Клин, Калинин (обход), Валдай, Новгород. Вместе с А. д. Ленинград ≈ Выборг (200 км) составляет магистральную А. д.
Москва ≈ Минск ≈ Брест (1054 км; маршрут ╧ 1) ≈ транзитная магистраль, соединяющая Центр Европейской части СССР, БССР и Польскую Народную Республику. Строительство началось в 1936, закончено в 1954. Дорога проходит близ Гжатска, Вязьмы, Смоленска, Орши, Борисова, Барановичей, Кобрина.
Москва ≈ Харьков ≈ Симферополь (1395 км; маршрут ╧ 4). Связывает Центр Европейской части СССР с Украиной, курортами Крыма. Участок Москва ≈ Харьков построен в 1840≈60. Дорога полностью реконструирована в 1946≈50. Проходит через Серпухов, Тулу, Орёл, Курск, Белгород, Красноград, Новомосковск, Запорожье, Мелитополь, Джанкой. От Симферополя А. д. отходят на Евпаторию, Севастополь, Ялту, Феодосию и Керчь.
══Москва ≈ Воронеж ≈ Ростов-на-Дону (1065 км; маршрут ╧ 5). Соединяет Центральные районы с Северным Кавказом. В городе Шахты примыкает к А. д. Киев ≈ Харьков ≈ Ростов-на-Дону. Отдельные участки дороги построены во 2-й половине 19 в.; участок Кашира ≈ Воронеж реконструирован в 1957≈61. Строительство дороги полностью закончено в 1967. Проходит через Ступино, Каширу (мост через реку Оку), Ефремов, Елец, Богучар, Миллерово, Каменск-Шахтинский.
Москва ≈ Горький ≈ Казань (819 км). Соединяет Москву с Поволжьем. Построена в 1839≈89. Участок Москва ≈ Горький реконструирован в годы 2-й и 3-й пятилеток в связи с постройкой Горьковского автозавода. Коренная реконструкция произведена в 1954≈63. А. д. проходит через Ногинск, Владимир, Вязники, Чебоксары. Подъезды к Володарску, Дзержинску. Со строительством участка Казань ≈ Свердловск А. д. войдёт в маршрут ╧ 8. От города Владимира отходит А. д. на город Суздаль, Иваново.
Москва ≈ Куйбышев (1070 км; маршрут ╧ 7). Соединяет Центр со Средним Поволжьем. Проходит через Коломну, Рязань, Пензу, Сызрань, Тольятти. Реконструирована в 1957≈6
-
В ближайшие годы после завершения сооружения А. д. Куйбышев ≈ Уфа ≈ Челябинск будет обеспечена связь с районом Урала.
Московская кольцевая А. д. (МКАД, 109 км) ≈ скоростная автомагистраль. Построена в 1958≈62. Обеспечивает распределение движения примыкающих магистральных дорог. С 1960 ≈ граница Москвы.
Ленинград ≈ Киев ≈ Одесса (1744 км; маршрут ╧20) ≈ транзитная Балтийско-Черноморская магистраль. Участок Ленинград ≈ Киев построен в 1838≈88, реконструирован после Великой Отечественной войны. Участок Киев ≈ Одесса построен в 1955≈60. Проходит через Лугу, Псков, Витебск, Оршу, Могилёв, Гомель, Чернигов, Белую Церковь, Умань.
Ленинград ≈ Таллин ≈ Рига ≈ Калининград (1045 км; маршрут ╧ 21) ≈ основная прибалтийская А. д. Проходит через Нарву, Пярну, Елгаву, Шяуляй.
Киев ≈ Харьков ≈ Ростов-на-Дону (950 км; маршрут ╧ 13) ≈ крупнейшая широтная магистраль УССР. Построена в 1946≈52. Проходит через Полтаву, Славянск, Артёмовск, Шахты, Новочеркасск.
Ростов-на-Дону ≈ Новороссийск (415 км, маршрут ╧ 18). Построена в 1954≈59. Выход к Черноморскому побережью Кавказа. Проходит через Краснодар.
Черноморское шоссе (Новороссийск ≈ Батуми) (750 км; маршрут ╧ 19). Построено в 1887≈1910. Восстановлено в 1946≈50. Продолжаются работы по спрямлению и расширению участков с большим автомобильным движением. Подъезды к Адлеру, Абрау-Дюрсо, станции Мацеста, озеру Рица, Пицунде и др. В Самтредиа отходит А. д. на Тбилиси, Ереван, Баку (маршруты ╧╧ 15, 17).
Ростов ≈ Беслан ≈ Баку (1332 км, маршрут ╧ 14) ≈ основная автомагистраль Северного Кавказа. Построена в 1945≈55 до Орджоникидзе, на остальном протяжении в 1956≈65. Промежуточные пункты: Тихорецк, Армавир, Минеральные Воды, Пятигорск, Нальчик, Сумгаит. Подъезды к Краснодару, Орджоникидзе, Грозному, Махачкале.
Беслан ≈ Тбилиси ≈ Ереван (533 км, маршрут ╧16). Соединяет кратчайшим путём Северный Кавказ и Закавказье. Промежуточные пункты: Орджоникидзе, Ленинакан. Участок Орджоникидзе ≈ Тбилиси (208 км) называется Военно-Грузинской дорогой. Из Тбилиси отходят А. д. на Баку, Ереван, Батуми.
Алма-Ата ≈ Фрунзе ≈ Ташкент (812 км). Построена в 1957≈65. Главная автомагистраль Южного Казахстана. Проходит через Джамбул ≈ Чимкент.
Ташкент ≈ Термез (708 км) ≈ Большой узбекский тракт им. В. И. Ленина. Построен в 1940. В настоящее время (1968) производится коренная реконструкция со спрямлением и уширением отдельных участков. Проходит через Гулистан, Янгиер, Джизак, Самарканд. Вместе с предыдущей А. д. составляет маршрут ╧ 3
-
Фрунзе ≈ Ош (605 км). Построена в 1956≈65. Главная автомагистраль Киргизской ССР, соединившая кратчайшим путём северные и южные области республики. Проходит через Токтогул, Таш-Кумыр, Джалал-Абад. Крупнейший в СССР автодорожный тоннель (2,5 км) на высоте 3,2 км.
Ош ≈ Хорог (701 км) ≈ Памирский тракт. Вместе с дорогой Фрунзе ≈ Ош составляет маршрут ╧ 3
-
Дорога построена в 1931≈34. Обеспечивает перевозки грузов для Горно-Бадахшанской АО. Проходит по территории Киргизской ССР и Таджикской ССР. Проложена по высокогорной местности (некоторые перевалы имеют высоту более 4 км). В зимнее время движение прерывается. Проводится реконструкция.
Бийск ≈ Ташанта (626 км) ≈ Чуйский тракт. Строился в 1903≈13 как гужевой тракт в Монголию. Реконструирован в 1932≈36 и в послевоенное время. Обслуживает связи Горно-Алтайской АО и внешнеторговые перевозки. Проходит по долине рек Катуни и Чуй. Подъезд к Горно-Алтайску. Продолжением Чуйского тракта в МНР является Западно-Монгольский тракт. Чуйский тракт является частью А. д. Новосибирск ≈ Бийск ≈ Ташанта общим протяжением 1040 км (маршрут ╧ 34).
Абакан ≈ Кызыл (436 км, маршрут ╧ 35) ≈ Усинский тракт (название от реки Ус ≈ притока Енисея). Построен в 1911≈17 как гужевой тракт. Пересекает Западные Саяны. Обслуживает транспортные связи Тувинской АССР. Проходит через Минусинск (ж.-д. станция). Подъезд к Шушенскому.
В ближайшие годы будут построены и реконструированы А. д.: Москва ≈ Рига, Москва ≈ Волгоград, Москва ≈ Брянск ≈ Киев, Куйбышев ≈ Челябинск, Казань ≈ Ижевск ≈ Свердловск, Челябинск ≈ Караганда, Полтава ≈ Кишинев, Тольятти ≈ Куйбышев и др.
В августе 1968 принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о дальнейшем развитии дорожного строительства в СССР, которое предусматривает ежегодное увеличение темпов строительства и реконструкции А. д. на 20%. Объём строительства дорог с твёрдым покрытием к 1975 должен составить 40 тыс. км.
Г. И. Шейнис.