августинизм в словаре кроссвордиста
августинизм
Википедия
Августини́зм или августиниа́нство — течение в средневековой схоластике , находящееся в русле основных идей Блаженного Августина , доминирующее учение протестантизма , но до сих пор официально развивается также Орденом августинцев . Никогда не представляло собой чётко оформленной системы. Как правило, для мыслителей-августинцев характерно внимание не столько к онтологическим , сколько к психологическим и социальным проблемам, ориентация не на Аристотеля , а на Платона , а также солидарность с августиновской концепцией благодати и предопределения . По этой концепции, человек не может спастись собственными силами, и благодать даруется ему не за заслуги : человек избирается для спасения по непостижимой Божьей воле.
Для августианства характерны:
- ориентация более на Платона и неоплатонизм , чем на Аристотеля ;
- в теологии — аналогия между тремя способностями души и тремя лицами Троицы, а также предпочтение, отдаваемое т. н. онтологическим доказательствам бытия Бога;
- в гносеологии — тезис о вере как предпосылке всякого знания, а также акцент на умозрительной интуиции, в акте которой озарение свыше и деятельность человеческого ума неразделимы;
- в философской антропологии — крайне идеалистическая позиция, видящая в человеке душу, которая лишь «пользуется» телом как своим орудием;
- в доктрине о спасении — акцент на предопределении.
Августинианство доминировало в католической церкви до середины XIII века, когда его потеснил томизм . К августинианцам относятся Абеляр , Ансельм Кентерберийский , Бонавентура , Иоанн Дунс Скот , Уильям Оккам , Григорий из Римини и другие. Возрождением августинизма можно считать протестантскую Реформацию , начатую монахом-августинцем Мартином Лютером . Особое место занимает Паскаль , оказавший влияние на позднейших внеконфессионально мыслящих экзистенциалистов , благодаря чему дух августинианства вышел за рамки христианства. В дебатах позднего Средневековья августинианство отстаивалось мыслителями францисканского и августинского орденов против доминиканцев -томистов. Отголоски критики томизма с позиций августинианства встречаются вплоть до XX века, причём как в католической религиозной философии , так, в преобразованном виде, и за её пределами ( К. Ясперс ).