Википедия
Абхидхамма-питака — последняя из трёх питак, составляющих Палийский канон .
По мнению учёных, Абхидхамма-питака относится к более позднему времени, чем остальные две книги Палийского канона.
Базисом для книг Абхидхамма-питаки послужили матики - списки доктринальных принципов, которые сейчас служат в качестве оглавления. Основное содержание книги составили исследования данных принципов, их определения и доказательства с добавлением отрывков из сутт . В результате Абхидхамма-питака явилась очень тщательной и подробной систематизацией учений, изложенных в таких сутрах. Основными средствами подачи материала в этой книге являются вопросы и ответы, перечни и краткие обзоры, суммирующие материал из соответствующих разделов. К тому же Абхидхамма-питака изобилует повторами, исправлениями, классификациями.
Порядок слов в Абхидхамма-питаке согласно Буддхагхоше :
- Дхаммасангани , классификация вещей
- Вибханга , деления.
- Дхатукатха , обсуждение элементов.
- Пуггалапаннатти , описание личностей.
- Катхаваттху , спорные вопросы.
- Ямака , взаимосвязанные проблемы.
- Паттхана , причинные связи.
Согласно тому же автору, данный порядок текстов ведёт своё происхождение от Сарипутты , который также определил нумерацию для Паттханы.