Большая Советская Энциклопедия
одно из главных понятий в философских системах объективного идеализма. Например, в системе Гегеля понятие А. и. выражает высший синтез, первооснову всего сущего, а природа и дух выступают как различные формы существования А. и., как её инобытие и, следовательно, производны от неё (см., в частности, Соч., т. 5, М., 1937, с. 636≈45). В неогегельянстве и абсолютном идеализме понятие А. и. не имеет столь широкого содержания и выражает лишь абсолютизированное мышление. См. Идеализм .
══Б. С. Раббот.
Википедия
Абсолю́тная иде́я — идея , выражающая полноту всего сущего . Термин , введён Г. В. Ф. Гегелем и является следствием основополагающей идеи его онтологии — тождества бытия и мышления .
Существуя до природы и общества, абсолютная идея проходит три ступени развития:
- логику
- природу
- дух
На ступени логики идея существует ещё до природы, вне времени и пространства. Она развертывает из себя все богатство своего содержания, создает сеть философских категорий.
Переходя в природу, идея создает три её царства: механизм-химизм-организм. В природе идея обогащается содержанием и возвращается к самой себе, в идеальное состояние.
Следующий этап в развитии абсолютной идеи-её проявление как духа, начиная с чувственных форм и кончая логическими категориями, такими как субъективный дух. Переход идеи в объективный дух совершается посредством включения личности в общественную жизнь. Первая ступень в развитии объективного духа-"абстрактное право" или бытие свободы, ограниченное законами. Вторая ступень- мораль , посредством которой реализуется внутренняя свобода личности. Третья ступень представлена сферой нравственности, где мораль обретает объективную значимость, так как проявляется как общая воля индивидов.
Завершает систему Гегеля учение об абсолютном духе .