Большая Советская Энциклопедия
совокупность приспособлений и механизмов, служащих для отдачи, подъёма и хранения якорей па судне или другом плавучем средстве и для удержания судна на якорях судовых. Основные элементы судового Я. у.: становые и вспомогательные якоря с якорными цепями, брашпиль или шпиль , стопоры для закрепления цепи и якоря, приспособление для крепления и дистанционной аварийной отдачи коренного конца якорной цепи, клюзы . Якорные механизмы оборудуются тормозами, иногда ≈ счётчиками длины вытравленной цепи и приводом для отдачи якоря из ходовой рубки. Якорная цепь обычно состоит из нескольких соединённых друг с другом частей ≈ смычек. На небольших судах допускается использование вместо якорной цепи каната . Для укладки якорной цепи на судне служит т. н. цепной (канатный) ящик, расположенный под якорным механизмом.
Лит.: Гурович А. Н., Судовые устройства и внутреннее оборудование судов, 2 изд., Л., 1970.
Википедия
Якорное устройство — одно из корабельных устройств ; совокупность технических средств, назначением которых является удержание корабля на месте относительно берега, волны , ветра или течения при стоянке его на рейде , в гавани или в открытом море . В составе якорного устройства имеются якоря , якорные цепи и приспособления для отдачи, подъёма, крепления и хранения якорей и якорных цепей .
На боевом надводном корабле по штату должно находиться два становых якоря, каждый из которых должен иметь свою якорную цепь, и один запасной одинаковой с ними массы. На катерах водоизмещением до 35 тонн имеется лишь один становой якорь. Помимо становых якорей на корабле размещаются вспомогательные якоря.