Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

чикагская школа в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

чикагская школа

одно из современных направлений экономической мысли, стоит на позициях неолиберализма. Возникла в сер. 60-х гг. 20 в. Главные представители - М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс, Дж. Стиглер. Чикагская школа выступает за невмешательство государства в экономику, полагая, что рыночный механизм обеспечит ее функционирование. Спады производства связываются с нарушениями в кредитно-денежной сфере, главным инструментом воздействия на экономику считается регулирование денежной массы (отсюда более узкое наименование Чикагской школы - "монетаризм"). Циклические колебания производства и безработица рассматриваются как естественные проявления саморегулирования рынка.

Большая Советская Энциклопедия

Чикагская школа

в буржуазной политической экономии, направление, выступающее с позиций либерализма. Идейно-теоретические взгляды Ч. ш. стали складываться в 30-е гг. 20 в., своё законченное выражение доктрина Ч. ш. получила в 60≈70-е гг. Главные представители Ч. ш. ≈ американские учёные-экономисты, группирующиеся преимущественно вокруг Чикагского университета (Ф. Найт , Г. Саймонс, Л. Минтс, М. Фридмен, Дж. Вайнер, Ф. Кейген, Д. Мейзелман, Р. Селден, А. Шварц и др.). Наиболее полное отражение теоретические взгляды и практические рекомендации представителей Ч. ш. нашли в работах Найта и особенно Фридмена.

Сторонники Ч. ш. по многим вопросам (формы и методы государственного регулирования капиталистической экономики, теории денег, спроса, ценообразования, экономических циклов, занятости и др.) занимают антикейнсианские позиции и выступают приверженцами неоклассического направления в современной буржуазной политической экономии. Методология Ч. ш. основывается на принципах маржинализма , апологетической концепции предельной производительности факторов производства (см. Производительности теории ), субъективно-психологической предельной полезности теории .

Представители Ч. ш. объявляют ошибочным положение Дж. М. Кейнса о неспособности капиталистической экономики обеспечивать нормальный ход расширенного воспроизводства без вмешательства буржуазного государства в экономическую жизнь. Ими выдвигается тезис о дестабилизирующем воздействии государства на развитие капиталистической экономики. Для представителей Ч. ш. характерна идеализация стихийного рыночного механизма. Они полагают, что лишь в условиях системы частной собственности и свободного предпринимательства достижимы рациональные формы хозяйствования и экономической эффективности.

Защита рыночного механизма и свободной конкуренции используется Ч. ш. для резких нападок на рабочий класс, требования которого о повышении заработной платы рассматриваются как ограничение свободной игры рыночных сил. Представители Ч. ш. не считают безработицу одной из главных социально-экономических проблем современного капитализма. Борьба с социально-экономическими недугами капитализма должна, по их мнению, вестись с помощью «автоматических» механизмов стихийного рынка и свободной конкуренции.

Теоретики Ч. ш. выступают против ограничения экономической экспансии монополий. Их практические рекомендации направлены против прогрессивных ставок подоходного обложения, налогов на корпорации и сбережения, государственного контроля над ценами и т.п. Ч. ш. является выразителем идеологии и интересов наиболее консервативных кругов монополистической и средней буржуазии, одним из самых ревностных теоретических защитников частно-собственнических устоев капитализма.

Центральной проблемой представителей Ч. ш. является теория денег. С середины 50-х гг. Фридмен и его сторонники активно развивают модернизированный вариант количественной теории денег (см. Деньги , раздел Буржуазные теории денег), получившей название монетаризм. Согласно этой концепции, деньги играют ключевую роль в экономическом развитии капиталистического общества; количественного изменения денежной массы влекут за собой изменения в других сферах хозяйственной деятельности. Так, вслед за К. Викселлем , И. Фишером и другими буржуазными экономистами представители Ч. ш. дают денежно-кредитную трактовку экономических кризисов, отрицая их как внутренне присущую капиталистической экономике закономерность. Они считают, что циклическое развитие капиталистической экономики ≈ результат нарушений в денежно-кредитной сфере. По мнению Фридмена, разрушительный экономический кризис 1929≈33 мог бы в США закончиться к 1931, если бы Федеральная резервная система США не пошла на уменьшение денежной массы в обращении.

Важное место в теоретической аргументации сторонников монетаризма отводится концепции постоянного дохода, которая предполагает существование постоянного компонента потребительских расходов. Центральное звено доктрины монетаризма ≈ функция спроса на деньги, на основе которой делается вывод о пропорциональности между ростом денежной массы и изменением уровня цен. Причины инфляции сторонники монетаризма видят в избыточном предложении денег вследствие дефицитного финансирования по кейнсианским методам регулирования экономики.

Критикуя их, монетаристы полагают, что в регулировании со стороны государства нуждается только показатель роста денежной массы в обращении. По мнению Фридмена, систематическое и равномерное увеличение денежной массы в обращении на 3≈5% в год якобы обеспечит бесперебойное функционирование капиталистической экономики. Однако осуществление этой и других рекомендаций Ч. ш. не может устранить цикличности развития капиталистической экономики, обусловленной основным противоречием капитализма ≈ между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения.

Лит.: Селигмен Б., Основные течения современной экономической мысли, пер. с англ., М., 1968, гл. 7, ╖ 5, 7; Бурачас А. И., Теории спроса, М., 1970, гл. 3; Усоскин В. М., Теории денег, М., 1976, гл. 3; Friedman М., The optimum quantity of money and other essays, Chi., 1969; его же, Money and economic development. The norowitz lectures of 1972, N. Y., 1973.

А. А. Хандруев.

Википедия

Чикагская школа (филология)

Чикагская школа литературной критики , также известна под названием «неоаристотелевской» — развивалась в 1920 - 1940-х годах в Чикагском университете . Иногда её относят к разновидности литературного формализма , но чаще всего противопоставляют идейному направлению «Новая критика» . В то время как «новые критики» серьёзно занимались формой и тем, что Аристотель называет диктумом , «Чикагская школа» предпочитала более целостный подход к литературному анализу. Они опирались на аристотелевский иерархический список нарративных элементов. Согласно Аристотелю и «Чикагской школе», важнейшим аспектом произведения является сюжет ( нарратив ), за которым следует персонаж , идея и только потом диктум.

К главным представителям «Чикагской школы» относятся Роналд Крейн и Элдер Олсон . Позднее традицию «Чикагской школы» развивали Уэйн Бут и Джеймс Пелан . Основные произведения критиков «Чикагской школы» — это «Трагедия и теория драмы» (Tragedy and the Theory of Drama) Олсона, сборник «Критики и критика» (Critics and Criticism) под редакцией Крейна и «Риторика художественной литературы» (The Rhetoric of Fiction) Бута.

Категория:Литературные критики по алфавиту Категория:Литературоведы США Категория:Литературные критики США

Чикагская школа (экономика)

Чикагская школа — направление в экономической теории. Основатель школы — американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике , Милтон Фридман . Главные представители — Г. Демсец , Дж. Стиглер , Ф. Найт , Г. Саймонс , Л. Минтс , Дж. Вайнер , Ф. Кейген , Д. Мейзелман , Р. Селден , А. Шварц , А. Харбергер , Г. Беккер .

Чикагская школа начала складываться в 1930-е годы , окончательно сложилась в 60 − 70-е годы XX века .

Чикагская школа в определенном смысле противопоставляется Гарвардской школе . В частности, представители данного направления не придерживались парадигмы «структура — поведение — результат» и считали, что структура отрасли не определяет полностью поведение игроков.

Чикагская школа

Чикагская школа:

  • Чикагская архитектурная школа
  • Чикагская школа социологии
  • Чикагская школа
  • Чикагская школа