Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

чжуан-цзы

ЧЖУАН-ЦЗЫ (ок. 369-286 до н. э.) древнекитайский философ, один из основателей даосизма. Трактат "Чжуан-цзы" написан в форме притч, новелл и диалогов и направлен против учений Конфуция и Мо-цзы. Природа, в которой воплощается дао, противопоставляется человеку с его построенным на насилии государством, культурой, нравственностью.

Большая Советская Энциклопедия

Чжуан-цзы

(около 369 ≈ 286 до н. э.), автор древнекитайского классического даосского трактата «Чжуан-цзы» (около 300 до н. э.). О жизни Ч.-ц. известно мало; установлено, что он принципиально не занимал никаких чиновничьих должностей. Трактат написан в виде притч, коротких новелл и диалогов, полемически направленных против конфуцианства и учения Мо-цзы и проповедующих слияние с дао ≈ некоей невыразимой цельностью вселенской жизни. Природа, в которой воплощено дао, противопоставляется Ч.-ц. человеку и созданному им миру ≈ основанным на насилии государству, культуре, нравственности. См. Даосизм .

Соч.: Чжуан-цзы цзи ши, в кн.: Чжу-цзы цзи-чэн (Собрание произведений древних мыслителей), т. 3, Пекин, 19д7; в рус. пер. ≈ Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая, вступ. ст., пер. и коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967.

Википедия

Чжуан-цзы
Эта статья о человеке. О книге Чжуан-цзы: см. Чжуан-цзы

Чжуан-цзы, также Чжуан Чжоу — китайский философ предположительно IV века до н. э. эпохи Сражающихся царств , входящий в число учёных Ста Школ.

Согласно биографии, Чжуан-цзы жил между 369 до н. э. и 286 до н. э. . Он родился в городе Мэн (蒙城 Méng Chéng) царства Сун, теперь — город Шанцю 商邱 провинции Хэнань . Он получил имя Чжоу (周 Zhōu), его называли также Мэн-ши 蒙吏, , Мэн Чжуан (蒙莊 Méng Zhuāng) или Мэн-Старший (蒙叟 Méng sǒu).

Чжуан-цзы (значения)

Чжуан-цзы:

  • Чжуан-цзы — китайский философ предположительно IV века до н. э. эпохи Сражающихся царств.
  • Чжуан-цзы — даосская книга притч.
Чжуан-цзы (книга)
Эта статья о книге. О философе Чжуан-цзы: см. Чжуан-цзы

Чжуан-цзы — даосская книга притч, написанная в конце периода Сражающихся царств (III век до н. э.) и названная по имени автора . Наряду с Дао дэ Цзином является основополагающим текстом даосизма .

Текст представляет собой собрание притч и коротких рассказов из разных источников. Первые семь частей , как считает традиция, написаны самим Чжуан-цзы, а последующие части — его учениками и философами, исповедующими родственные взгляды. Проверить подлинность авторства Чжуан-цзы довольно трудно. Практически все издания Чжуан-цзы сопровождаются комментариями Го Сяна , собравшего книгу из 33 глав в III веке . Сам Го Сян писал, что занимался выборкой самого главного из речей Чжуан-цзы, и не исключено, что его издание связано с серьёзной переработкой основного текста. Вариант Го Сяна — единственный полный, однако сохранилось ещё немало фрагментов, не вошедших в текст Го Сяна.

Главы внутренней части имеют сходную грамматику и связаны по содержанию, и есть основания предполагать, что они были написаны одним автором. Хотя традиция считает Чжуан-цзы даосом, в этих семи внутренних частях меньше всего говорится о даосизме.

Известна также книга Ле-цзы , представляющая собой сборник притч, многие из которых содержатся и в Чжуан-цзы. Ле-цзы известно только в комментариях Го Сяна, и скептики подозревают, что оригинальные главы Ле-Цзы были написаны самим Го Сяном или его современниками.

Книга Чжуан-цзы стала особенно известна во время правления императора Сюаньцзуна династии Тан . Тогда книга получила титул «Наньхуа чжэньцзин» , что означает «истинные классические трактаты из Южного Китая».

Примеры употребления слова чжуан-цзы в литературе.

Хуэй-цзы был первым советником в царстве Ляп, и Чжуан-цзы захотел навестить его.

Хуэй-цзы очень испугался и приказал искать Чжуан-цзы по всему царству.

Но ведь ты не я, -- ответил Чжуан-цзы, -- откуда же ты знаешь, что я не знаю, в чем заключается радость рыб?

Ну а тебе, не умеющему распознать даже границу между истинным и ложным, пытаться уразуметь слова Чжуан-цзы -- все равно что комару снести на себе гору или сороконожке перебраться через Желтую Реку.

Когда Чжуан-цзы пришел в земли Чу, он наткнулся на голый череп, уже побелевший от времени, но еще крепкий.

Так Чжуан-цзы поговорил с черепом, а потом положил его себе под голову и лег спать.

Однажды Чжуан-цзы гулял в горах и заметил большое дерево с длинными ветвями и густой листвой.

Это дерево, -- сказал Чжуан-цзы, -- благодаря тому что оно бесполезно, сполна проживет отведенный ему Небом срок.

Услыхал эти слова Чжуан-цзы и сказал: -- Нынче многие обращаются со своим телом и сердцем, как князь Чанъу обращался со своим полем: пренебрегают небесным в себе, отклоняются от своей природы, разрушают свои чувства, губят свой дух.

Три дня спустя Чжуан-цзы явился к принцу в костюме фехтовальщика, и они вместе отправились во дворец.

Входя в зал, Чжуан-цзы не ускорил шагов, подойдя к царю, не отвесил поклона.

Тут царь повел Чжуан-цзы к своему трону, а когда стольник подал обед, царь трижды обошел вокруг Чжуан-цзы.

Вернулся он в Сун, встретил Чжуан-цзы и стал над ним насмехаться: -- Жить на задворках захолустной деревни, по бедности плести сандалии, иметь иссохшую шею и пожелтевшее лицо -- такое мне, Шану, нелегко приобрести.

Анекдоты о жителях царства Сун пользовались во времена Чжуан-цзы особой популярностью.

Примечательно, что Чжуан-цзы сам был сунцем и, следовательно, обладал редкой во все времена способностью добродушно посмеяться над собой.

Источник: библиотека Максима Мошкова