Энциклопедический словарь, 1998 г.
ЧЖУАН-ЦЗЫ (ок. 369-286 до н. э.) древнекитайский философ, один из основателей даосизма. Трактат "Чжуан-цзы" написан в форме притч, новелл и диалогов и направлен против учений Конфуция и Мо-цзы. Природа, в которой воплощается дао, противопоставляется человеку с его построенным на насилии государством, культурой, нравственностью.
Большая Советская Энциклопедия
(около 369 ≈ 286 до н. э.), автор древнекитайского классического даосского трактата «Чжуан-цзы» (около 300 до н. э.). О жизни Ч.-ц. известно мало; установлено, что он принципиально не занимал никаких чиновничьих должностей. Трактат написан в виде притч, коротких новелл и диалогов, полемически направленных против конфуцианства и учения Мо-цзы и проповедующих слияние с дао ≈ некоей невыразимой цельностью вселенской жизни. Природа, в которой воплощено дао, противопоставляется Ч.-ц. человеку и созданному им миру ≈ основанным на насилии государству, культуре, нравственности. См. Даосизм .
Соч.: Чжуан-цзы цзи ши, в кн.: Чжу-цзы цзи-чэн (Собрание произведений древних мыслителей), т. 3, Пекин, 19д7; в рус. пер. ≈ Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая, вступ. ст., пер. и коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967.
Википедия
Чжуан-цзы, также Чжуан Чжоу — китайский философ предположительно IV века до н. э. эпохи Сражающихся царств , входящий в число учёных Ста Школ.
Согласно биографии, Чжуан-цзы жил между 369 до н. э. и 286 до н. э. . Он родился в городе Мэн (蒙城 Méng Chéng) царства Сун, теперь — город Шанцю 商邱 провинции Хэнань . Он получил имя Чжоу (周 Zhōu), его называли также Мэн-ши 蒙吏, , Мэн Чжуан (蒙莊 Méng Zhuāng) или Мэн-Старший (蒙叟 Méng sǒu).
Чжуан-цзы:
- Чжуан-цзы — китайский философ предположительно IV века до н. э. эпохи Сражающихся царств.
- Чжуан-цзы — даосская книга притч.
Чжуан-цзы — даосская книга притч, написанная в конце периода Сражающихся царств (III век до н. э.) и названная по имени автора . Наряду с Дао дэ Цзином является основополагающим текстом даосизма .
Текст представляет собой собрание притч и коротких рассказов из разных источников. Первые семь частей , как считает традиция, написаны самим Чжуан-цзы, а последующие части — его учениками и философами, исповедующими родственные взгляды. Проверить подлинность авторства Чжуан-цзы довольно трудно. Практически все издания Чжуан-цзы сопровождаются комментариями Го Сяна , собравшего книгу из 33 глав в III веке . Сам Го Сян писал, что занимался выборкой самого главного из речей Чжуан-цзы, и не исключено, что его издание связано с серьёзной переработкой основного текста. Вариант Го Сяна — единственный полный, однако сохранилось ещё немало фрагментов, не вошедших в текст Го Сяна.
Главы внутренней части имеют сходную грамматику и связаны по содержанию, и есть основания предполагать, что они были написаны одним автором. Хотя традиция считает Чжуан-цзы даосом, в этих семи внутренних частях меньше всего говорится о даосизме.
Известна также книга Ле-цзы , представляющая собой сборник притч, многие из которых содержатся и в Чжуан-цзы. Ле-цзы известно только в комментариях Го Сяна, и скептики подозревают, что оригинальные главы Ле-Цзы были написаны самим Го Сяном или его современниками.
Книга Чжуан-цзы стала особенно известна во время правления императора Сюаньцзуна династии Тан . Тогда книга получила титул «Наньхуа чжэньцзин» , что означает «истинные классические трактаты из Южного Китая».
Примеры употребления слова чжуан-цзы в литературе.
Хуэй-цзы был первым советником в царстве Ляп, и Чжуан-цзы захотел навестить его.
Хуэй-цзы очень испугался и приказал искать Чжуан-цзы по всему царству.
Но ведь ты не я, -- ответил Чжуан-цзы, -- откуда же ты знаешь, что я не знаю, в чем заключается радость рыб?
Ну а тебе, не умеющему распознать даже границу между истинным и ложным, пытаться уразуметь слова Чжуан-цзы -- все равно что комару снести на себе гору или сороконожке перебраться через Желтую Реку.
Когда Чжуан-цзы пришел в земли Чу, он наткнулся на голый череп, уже побелевший от времени, но еще крепкий.
Так Чжуан-цзы поговорил с черепом, а потом положил его себе под голову и лег спать.
Однажды Чжуан-цзы гулял в горах и заметил большое дерево с длинными ветвями и густой листвой.
Это дерево, -- сказал Чжуан-цзы, -- благодаря тому что оно бесполезно, сполна проживет отведенный ему Небом срок.
Услыхал эти слова Чжуан-цзы и сказал: -- Нынче многие обращаются со своим телом и сердцем, как князь Чанъу обращался со своим полем: пренебрегают небесным в себе, отклоняются от своей природы, разрушают свои чувства, губят свой дух.
Три дня спустя Чжуан-цзы явился к принцу в костюме фехтовальщика, и они вместе отправились во дворец.
Входя в зал, Чжуан-цзы не ускорил шагов, подойдя к царю, не отвесил поклона.
Тут царь повел Чжуан-цзы к своему трону, а когда стольник подал обед, царь трижды обошел вокруг Чжуан-цзы.
Вернулся он в Сун, встретил Чжуан-цзы и стал над ним насмехаться: -- Жить на задворках захолустной деревни, по бедности плести сандалии, иметь иссохшую шею и пожелтевшее лицо -- такое мне, Шану, нелегко приобрести.
Анекдоты о жителях царства Сун пользовались во времена Чжуан-цзы особой популярностью.
Примечательно, что Чжуан-цзы сам был сунцем и, следовательно, обладал редкой во все времена способностью добродушно посмеяться над собой.
Источник: библиотека Максима Мошкова