цистра в словаре кроссвордиста
цистра
- Старинный смычковый музыкальный инструмент
- Старинный струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни
- (от французского cistre), западноевропейский старинный струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни
- Похожа на лютню
- В девятнадцатом веке ее вытеснила гитара
- Вытеснена гитарой
- В 19 веке ее вытеснила гитара
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ЦИСТРА (от франц. cistre) западноевропейский старинный струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни с парными струнами. В 19 в. вытеснен гитарой.
Большая Советская Энциклопедия
(от франц. cistre), старинный струнный щипковый музыкальный инструмент. По форме напоминает современную полуовальную мандолину . Имеет 5≈12 парных струн. Была распространена в Германии, Италии и др. странах Западной Европы в 15 ≈ начале 19 вв. (особенно в городской среде в конце 18 ≈ начале 19 вв.), затем вытеснена гитарой. Разновидности Ц. ≈ большая басовая, теноровая, малая (английская). Ц. сохранилась в современной Испании.
Лит.: Sachs С., Handbuch der Musikinstrumentenkunde, 2 Aufl., Lpz., [1966], с. 205≈09.
Википедия
Цистра — старинный струнный щипковый музыкальный инструмент . По форме напоминает современную полуовальную мандолину . Имеет 5—12 парных струн ( хоров ). Была распространена в Германии , Голландии (в частности изображена висящей на стене на картине «Шахматисты» Корнелиса де Мана , созданной около 1670 года), Италии и других странах Западной Европы в XV — начале XIX вв. (особенно в городской среде в конце XVIII — начале XIX вв.). Специфической разновидностью цистры в Европе второй половины XVIII — первой половины XIX вв. была английская гитара . Разновидности цистры — большая басовая, теноровая, малая.
Если лютня, сложная в игре, была доступна только музыкантам - профессионалам, то менее дорогая цистра, более удобная по размеру и простая для обучения, больше подходила для любителей. Это прямой предок гитары . Она характеризуется своими деками — дощечками с перпендикулярными корпусу сторонами, плоским дном и колковой коробкой в форме серпа .
Металлические струны, которые перебирали пальцами или медиатором, придавали ей более легкий тембр и более популярный, чем у лютни, «сочный» голос, который больше подходил для исполнения серьёзной музыки. Цистра была чаще всего с двойным или тройным рядом струн.
Как и для лютни , для цистры писали не партитуры как таковые, а табулатуры .
Существовали цистры разных форм, в которые были внесены все новшества лютни . До того, как появилась гитара, существовали инструменты-гибриды, такие как цистра-теорба, и всякого рода «чудовищные лютни».