Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

церковные действа

обряды Русской православной церкви, типологически близкие театральному представлению. Первое упоминание о церковных действах относится к 16 в. Виды церковного действа: "Шествие на осляти" (исполнялось за неделю до пасхи, в день церковного праздника - "Вход Господень в Иерусалим"); "Пещное действо" (исполнялось перед рождеством в день памяти пророка Даниила); "Умовение ног" (совершается за три дня до пасхи в "Великий четверток", единственное церковное действо, сохраненное в богослужении современной православной церкви).

Большая Советская Энциклопедия

Церковные действа

театрализованные обряды русской православной церкви. Первое упоминание относится к 16 в. Известны Ц. д. пасхального («Шествие на осляти», «Омовение ног») и рождественского («Пещное действо») циклов. Обряд «Шествие на осляти», исполнявшийся в понедельник на страстной неделе, иллюстрировал евангельский рассказ о въезде Иисуса Христа в Иерусалим (торжественное шествие патриарха на коне и царя, державшего под уздцы его коня, через Красную площадь к Успенскому собору; в свите шли духовенство, царская охрана, знатные люди). В четверг воспроизводилась сцена «Омовения ног» из «Тайной вечери» (архиерей, исполнявший роль Христа, омывал ноги священникам, изображавшим учеников Христа).

Наиболее театрализованным было «Пещное действо», разыгрывавшееся 17 декабря в Москве в Успенском соборе. Оно представляло собой инсценировку библейского рассказа о трёх отроках, отказавшихся поклониться идолам вавилонского царя Навуходоносора II и за это ввергнутых в горящую печь, откуда их спасал ангел, посланный богом. В ролях халдеев (воинов) выступали обычно скоморохи. Бытовые жанровые диалоги произносились не на церковнославянском, а на русском разговорном языке.

Лит.: Всеволодский-Гернгросс В.. Русский театр. От истоков до середины XVIII в., М., 1957, с. 37≈42: Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII≈XVIII веков, М., 1958, с. 30≈32.