Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

хроники в словаре кроссвордиста

Большая Советская Энциклопедия

Хроники

наиболее распространённый тип произведений средневековой европейской историографии. X. не имели принципиальных отличий от других типов исторических сочинений ≈ анналов и т. н. историй (весьма употребительны были «смешанные» название ≈ «Хроника, или Анналы», «Хроника, или История»). Поэтому в современной исторической литературе название «X.» нередко употребляется в расширительном смысле ≈ применительно ко всем без исключения произведениям средневековой историографии.

Собственно X. назывались обычно исторические сочинения, которые, в отличие от анналов, содержали более подробное и связное изложение событий, но уступали историям в степени авторской систематизации и осмысления материала. Методологическую основу Х., как и др. жанров феодально-церковной историографии и агиографии, вплоть до эпохи Возрождения (а в ряде стран до 18 в.) составляла теологическая концепция истории, выдвинутая в начале 5 в. Августином и истолкованная в 13 в. Фомой Аквинским в чисто феодальном духе. В средневековой Х. отсутствовало развитое понятие причинно-следственных отношений, место которого занимает идея провиденциализма . Политические события рассматривались как проявление извечной борьбы бога и дьявола, неба и ада, добра и зла. Провиденциализм обусловил и такие характерные черты Х., как отсутствие объективного критерия истины, некритическое отношение к источнику, вера в чудеса и знамения. Нередки в Х. и моменты прямой фальсификации (например, ради обоснования древности тех или иных привилегий, предоставленных монастырю, церкви, епископству). В раннее средневековье особенно популярны были т. н. всемирные, или универсальные, Х. (chronica mundi, chronicon universale). Изложение событий во «всемирных» Х. начиналось, как правило, от «сотворения мира» (причём весь материал, относящийся к событиям до времени жизни хрониста, заимствовался из одной или нескольких более ранних Х.), включало события настоящего и завершалось «повествованием» о будущем человечества, истолкованном в духе христианской эсхатологии . К числу наиболее известных «всемирных» Х. относятся «Большая хроника» Исидора Севильского (7 в.), «Хроника» Оттона Фрейзингенского (12 в.) и др. До 13 в. центрами хронистики были монастыри. Х. писались, как правило, на латинском языке (исключение составляет «Англо-саксонская хроника», записанная на англо-саксонском языке). По мере образования национальных государств стали возникать, получая всё большее распространение, национальные Х., посвященные истории одной страны и написанные на национальных языках. С 13 в. создаются (на латинском языке) значительные своды Х., отразившие начальный этап становления национальных государств: «Большие французские хроники» (13≈15 вв.), хроника Матвея Парижского (13 в.) в Англии, «Всеобщая испанская хроника» (13≈14 вв.) и др. В 13≈14 вв. наряду с монастырскими получают развитие рыцарские («Хроника» Ж. Фруассара , 14 в., и др.) и городские Х. (хроники Дино Компаньи и Дж. Виллани во Флоренции, 14 в.; любекская хроника Детмара и И. Герца, 14≈15 вв.; Х. аугсбургского купца Б. Цинка, 15 в., и др.). Оставаясь в целом на почве феодальной историографии, городские Х. носили, однако, в большей степени светский характер; им свойственны некоторые антифеодальные тенденции ≈ следствие длительной борьбы городов с сеньорами. Как церковно-феодальным, так и городским Х. присущи ярко выраженные классовые черты: первые защищали господство духовных и светских феодалов, вторые ≈ интересы патрициата и богатого купечества.

Являясь памятниками средневековой историографии, многие Х. вместе с тем, несмотря на специфику их методологии и методов работы хрониста, служат важнейшим источником изучения политической истории, а также истории быта, нравов, материальной и духовной культуры (хроники Ордерика Виталия, 12 в.; францисканца Салимбене, 13 в.; французская «Хроника первых четырех Валуа», 14 в., и др.). Городские Х., как правило, превосходят монастырские и рыцарские наличием данных экономического характера, тогда как последние (особенно рыцарские) содержат больше сведений по истории дипломатии и войн. Значительный интерес представляют иллюстрированные Х. Миниатюры средневековых Х. являются не только своеобразным историческим источником, но и памятником искусства (широкую известность получили относящиеся к 15 в. миниатюры «Больших французских хроник»).

С началом эпохи Возрождения происходит постепенный упадок хронистики, что отразило общий идейно-методологический кризис средневековой историографии. Историки-гуманисты отвергли теологическую трактовку истории и выдвинули в качестве важнейшей задачи исторических сочинений установление естественных причин исторических событий. Появление в этот период последних крупных сводов Х. (т. н. «Хроники» Р. Холиншеда в Англии и др.) во многом связано с повышением общественного интереса к истории, вызванным распространением идей Возрождения и Реформации, а сами Х. в той или иной форме отразили влияние этих идей.

Особую обширную группу составляют византийские Х. ≈ «всемирные» и посвященные истории империи (см. в ст. Византия . Византийская культура, Историческая наука). В Древней Руси (и ряде др. славянских стран) исторические произведения, соответствующие Х., носили название летописей (летописцев) и хронографов .

Название «Х.» закрепилось в европейской науке также за многими произведениями средневековой историографии стран Востока.

Лит.: Косминский Е. А., Историография средних веков, [М.], 1963; Вайнштейн О. Л., Западноевропейская средневековая историография, М. ≈ Л., 1964; Люблинская А, Д., Источниковедение истории средних веков, Л., 1955; Wattenbach W., Das Schriftwesen im Mittelalter, 4 Aufl., Graz, 1958; Lorenz О., Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter, 3 Aufl., Bd 1≈2, В., 1886≈87; Brincken A. D. von, Studien zur lateinischen Weltchronistik..., Düss., 1957; Grundmann H., Geschichtsschreibung im Mittelalter, Göttingen, [1965]; Poole R. L., Chronicles and annals, Oxf., 1926.

О. Л. Вайнштейн.

Википедия

Хроники (фильм)

«Хроники» — эквадорско -мексиканский триллер эквадорского кинорежиссёра Себастьяна Кордеро 2004 года . Продюсерами фильма выступили, среди прочих, знаменитые мексиканские кинорежиссёры Гильермо дель Торо и Альфонсо Куарон .