Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

Хаскала

2., Берлин: Шалом Коган • Давид Фридлендер • Нафтали Герц Вессели • Мозес Мендельсон
3. Австрия и Галичина: Иуда Лейб Мизес • Соломон Иегуда Лейб Рапопорт • Иосиф Перль • Барух Йейтелес
4. Россия: Авраам-Бер Готлобер • Авраам бен-Иекутиель Мапу • Самуил-Иосиф Финн • Исаак Бер Левинзон

Хаскала́, аскала́ ( — просвещение от сехельздравый смысл , интеллект ), еврейское просвещение — движение, возникшее в среде евреев Европы во второй половине XVIII века , которое выступало за принятие ценностей Просвещения , большую интеграцию в европейское общество, и роста образования в области светских наук, иврита и истории еврейского народа . «Хаскала» в этом смысле обозначает начало движения по включению евреев Европы в светскую жизнь, приведшего к созданию первых еврейских политических объединений и борьбы за отмену дискриминационных законов ( Эмансипация евреев ).

Инициатором движения «Хаскала» считается Мозес Мендельсон . Его выступление «Что такое просвещение?» в 1784 г. инициировало дискуссию о просвещении в конце XVIII века в Германии. Он был тем, кто «взломал лёд предубеждений» против евреев и проложил им путь из отчуждённого мира гетто к общемировым ценностям.

Мендельсон никогда не призывал евреев к религиозной ассимиляции . Сам он всегда оставался верующим евреем, открытым, вместе с тем, веяниям современного мира и достижениям цивилизации. Противоречия мировоззрения Мендельсона отразились в противоречиях движения «Хаскала» — этого важного и необходимого этапа в истории еврейского народа, с одной стороны, приведшего к росту ассимиляторских тенденций в еврействе , а с другой — посеявшего семена его национального возрождения.

Ученики Мендельсона — деятели берлинской «Хаскалы» — пошли гораздо дальше него в своей готовности отказаться от еврейских традиций и религиозных предписаний. К концу XVIII века в их кругу сложилось мнение, что соблюдение религиозных предписаний утратило смысл и человечество может объединиться на основе деизма или «естественной религии». Этим была подготовлена почва для массового отхода от иудаизма представителей высших слоев еврейства Западной и Центральной Европы.

В более узком смысле, «Хаскала» может также обозначать изучение священных текстов, а также поэзии, научной и критической литературы на иврите. Термин иногда используется для описания современных подходов к критическому изучению религиозных книг, таких как Мишна и Талмуд , в тех случаях, когда требуется подчеркнуть отличия этих современных подходов от тех, которые используют ортодоксальные иудеи .

Приверженцы просветительского движения «Хаскала» именуются « маскилим ».