Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

харьковский театр оперы и балета

ХАРЬКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА им. Н. В. Лысенко открыт в 1925, с 1931 современное название, с 1934 академический. Постоянные антрепризы в Харькове с 1884. Спектакли на украинском и русском языках.

Большая Советская Энциклопедия

Харьковский театр оперы и балета

академический им. Н. В. Лысенко. Открыт в 1925. Постоянная оперная антреприза существовала в Харькове с 1880. В конце 19 ≈ начале 20 вв. в труппе были певцы ≈ Н. А. Большаков, А. П. Боначич, И. В. Ершов, Н. И Забела-Врубель и др. В 1918 работала Народная опера. В 1920 была создана Русская государственная опера. Здесь работали: дирижёры ≈ А. М. Пазовский, И. О. Палицын, Л. П. Штейнберг, режиссёры ≈ Н. Н. Боголюбов, В. Д. Манзий, художники А. Г. Петрицкий, А. В. Хвостенко-Хвостов, певцы ≈ М. И. Донец, И. С. Козловский, М. И. Литвиненко-Вольгемут, М. О. Рейзен, П. И. Цесевич и др. Ставилась русская и зарубежная оперная классика. В 1925 театр получил наименование Украинская государственная столичная опера, с 1931 ≈ современное название, с 1944 ≈ им. Н. В. Лысенко. Создавая новый советский репертуар, театр поставил национальные оперы: «Взрыв» Яновского, «Разлом» Фемелиди, «В плену у яблонь» Чишко, «Золотой обруч» Лятошинского, а также «Абесалом и Этери» Палиашвили (впервые на украинской сцене), «Поднятая целина» Дзержинского, «В бурю» Хренникова. В театре работали певцы ≈ З. М. Гайдай, Б. Р. Гмыря, М. С. Гришко, Б. Я. Златогорова, Ю. С. Кипоренко-Даманский, М, В. Микиша, И. С, Паторжинский, М. Д. Роменский, А. Д. Ропская, Н. А. Частий и др. Балетную труппу возглавляли балетмейстеры Р. Н. Баланотти, К. Я. Голейзовский, А. М. Мессерер, П. П. Вирский. Среди ведущих артистов балета ≈ В. С. Дуленко, А. М. Соболь, А. В. Ярыгина. Этапные балетные постановки ≈ «Красный мак» Глиэра (1927), «Иосиф Прекрасный» (1927) и «В солнечных лучах» (1928) Василенко, «Ференджи» Яновского (1930), «Пан Каневский» («Бондаривна») Вериковского (193

  1. , «Эсмеральда» Пуньи (193

  2. , «Пламя Парижа» (1934) и «Бахчисарайский фонтан» (1938) Асафьева, «Спящая красавица» Чайковского (1935), «Песнь Сольвейг» на музыку Грига (1938), «Светлана» Клебанова (1941), «Сердце гор» Баланчивадзе (1941). В годы Великой Отечественной войны 1941≈45 театр был эвакуирован в Читу, затем в Иркутск, где работал совместно с Украинским театром оперы и балета. 24 мая 1945 театр начал первый послевоенный сезон в Харькове. Были поставлены: оперы ≈ «Иван Сусанин» Глинки, «Царская невеста» Римского-Корсакова (1945), «Севастопольцы» Коваля (1947), «Единой жизнью» Клебанова и Сандлера (1947), «Князь Игорь» Бородина (1949), «Пиковая дама» Чайковского (1950), «Борис Годунов» Мусоргского (1951, Государственная премия СССР, 1952), «Богдан Хмельницкий» Данькевича (195

  3. , «Русалка» Дворжака (под название «Любовь русалки», впервые в СССР, 195

  4. , «Тарас Бульба» Лысенко (1956); балеты ≈ «Лился» Данькевича (1946), «Данко» (1949) и «Весенняя сказка» (1952) Нахабина, «Юность» Чудаки (1951), «Шурале» Яруллина (1953), «Лайма» Ленина (1954), «Каменный цветок» Прокофьева (1962). Работая над современным репертуаром, театр поставил: оперы ≈ «Буковинцы» Карминского (1957), «Павка Корчагин» Юхновской (1962), «Коммунист» Клебанова (196

  5. , «Лейтенант Шмидт» Яровинского (1970), «Один шаг до любви» (1973) и «Волжская баллада» (опера-балет, 1975) Жуковского, «Молодая гвардия» Мейтуса (новая редакция 1975) и др.; балеты ≈ «Таврия» Нахабина (1959), «Песня о дружбе» Жуковского (1961) и др.

    Среди лучших постановок начала 70-х гг.: оперы ≈ «В бурю» (1971) и «Безродный зять» (1973) Хренникова, «Даиси» Палиашвили (1972), «Чародейка» Чайковского (1974); балеты ≈ «Лесная песня» Скорульского (1970), «Легенда о любви» Меликова (1971), «Дон Жуан» Губаренко (1972). В театре в разное время работали: певцы ≈ А. З. Левицкая, И. Л. Бронзов, Б. В. Бутков, В. Н. Будневич, Т. Н. Бурцева; солисты балета ≈ О. М. Ширай, Н. В. Виноградова, Я. А. Додин, О. А. Байкова, Л. П. Камышникова, Е. И. Баранник, В. И. Гудименко; дирижёры ≈ Е. В. Дущенко, И. А. Зак, А. А. Людмилин, Л. Ф. Худолей, И. С. Штейман; режиссёры ≈ М. В. Авах, Ю. И. Иванов, Л. Н. Куколев, Ю. Н. Леков, В. М. Скляренко; балетмейстеры ≈ М. В. Арнаудова, В. В. Бойченко, Н. В. Данилова, И. К. Ковтунов, Н. Н. Корягин, В. К. Литвиненко, В. Н. Никитин, А. И. Пантыкин, М. Л. Сатуновский; художники ≈ И. С. Назаров, Д. П. Овчаренко.

    В труппе театра (1977): певцы ≈ народные артисты СССР Н. Ф. Манойло, Е. И. Червонюк, народные артисты УССР В. Ф. Арканова, Л. В. Попова, заслуженные артисты УССР Л. Б. Сергиенко и др.; солисты балета ≈ народные артисты УССР С. И. Колыванова, Т. К. Попеску и др.; главный дирижёр ≈ заслуженный деятель искусств УССР А. В. Калабухин, главный режиссёр ≈ заслуженный артист УССР В. А. Лукашёв, главный балетмейстер ≈ М. М. Газиев, главный хормейстер ≈ заслуженный деятель искусств УССР Е. А. Коноплёва, главный художник ≈ народный художник УССР Л. С. Братченко. Здание театра построено в 1856; восстановлено в 1945, в зале 1191 место. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1960).

    Лит.: Милославський К., Твановський П., Штоль Г., Xapкiвський державний академiчний театр опери та балету iм. М. В. Лисенка, Ки©в, 1965; Станiшевський Ю., Традицi© i новаторство. Xapкiвськiй оперi ≈ 40 poкiв, «Прапор», 1965, ╧ 11; Чепалов А., «Золотой» юбилей Харьковской оперы, «Советская музыка», 1976, ╧ 4.

    П. А. Ивановский.