Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Большая Советская Энциклопедия

Фредро Александр

Фредро (Fredro) Александр (20.6.1793, Сурохув в Галиции, ≈ 15.7.1876, Львов), польский драматург. Родился в семье помещика. Получил домашнее образование. Печатался с 1816 (стихи и поэмы). С 1817 ставятся комедии Ф.; известность ему принесла сатирическая пьеса «Пан Гельдхаб» (1818, пост. 1821). Опираясь на традиции Просвещения и на живую театральную практику, внёс в жанр комедии новое социально-бытовое содержание, приблизил сценический язык к разговорному. Наряду с пьесами, поднимающими острозлободневные проблемы («Иноземщина», 1822, пост. 1824), рисующими общественные нравы («Муж и жена», пост. 1822, опубликовано 1823), пишет комедии фарсово-гротескного характера («Новый Дон-Кихот, или Сто безумств», 1822, пост. 1824; «Дамы и гусары», 1825, опубликовано 1826), а также ряд одноактных пьес. Высоким реалистическим мастерством и психологизмом отличается драматургия 30-х гг.: «Девичьи обеты, или Магнетизм сердца» (1827≈32, опубликовано 1834), «Пожизненная рента» (1835, опубликовано 1845), «Пан Йовяльский» (1832, опубликовано 1835), «Тётушка» (1834, опубликовано 1858), «Месть» (пост. 1834, опубликовано 1845). Комедии Ф. имели большой успех у зрителя, но, не отвечая постулатам, выдвинутым некоторыми деятелями польского освободительного движения и литературой романтизма, стали предметом неоправданно резких и односторонних оценок демократической критики 30≈40-х гг. (ст. С. Гощиньского и др.). Ф. оставил литературные занятия и возобновил их лишь в 1854, однако новые произведения не печатал и не отдавал театрам. Написал воспоминания «С пятого на десятое» (до 1848, опубликовано 1880). Комедии Ф. сыграли значительную роль в развитии польского реалистического театра. Пьесы Ф. ставятся во многих театрах мира.

Соч.: Pisma wszystkie, t. 1≈13, Warsz., 1955≈69; в рус. пер. ≈ Комедии. [Вступ. ст. К. Н. Державина], М., 1956.

Лит.: Стахеев Б. Ф., А. Фредро, в кн.: История польской литературы, т. 1, М., 1968; Pigoń S., Spuścizna literacka A. Fredry, Warsz., 1954; его же, W pracowni A. Fredry, Warsz., 1956; Wyка K., A. Fredro, Warsz., 1968.

Б. Ф. Стахеев.