Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

фоника в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

фоника

фоники, мн. нет, ж. (от греч. phone - звук) (лингв.). Звуковая сторона, звуковой состав речи; фонетика во 2 знач.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

фоника

-и, ас. (спец.). Звуковая организация художественной речи. Ф. стиха.

прил. фонический, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

фоника

ж. Звуковая сторона речи; фонетика.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

фоника

ФОНИКА (от греч. phone - звук) (эвфония)

  1. звуковая организация речи (преимущественно стихотворной), особенно в тех ее элементах, правила повтора которых не канонизованы (как в случае метра или рифмы), - таковы звуковые повторы (и др. виды звуковой инструментовки), интонация стихотворная и пр.

  2. Раздел стиховедения, изучающий фонетику в 1-м значении.

Большая Советская Энциклопедия

Фоника

(от греч. phone √ звук), звуковая организация художественной речи, а также отрасль поэтики, её изучающая. Звуковой материал, которым располагает художественная речь, задан ей самим языком; он всегда ограничен (например, в рус. языке всего 41 фонема), поэтому случайное повторение тех или иных звуковых явлений естественно происходит во всякой речи. Речь художественная упорядочивает эти повторения, используя их для эстетического воздействия. Упорядоченность частично канонизируется, превращаясь в твёрдые нормы (область стихосложения ), частично остаётся более свободной (область Ф. в узком смысле слова √ она же эвфония, инструментовка). В разных литературах и в разные эпохи внимание к фонической организации текста было различно (в рус. поэзии √ в 20 в. больше, чем в 19 в.), но всегда в поэзии проявлялось больше, чем в прозе (см. Поэзия и проза ).

Основным элементом Ф. (эвфонии) является, т. о., звуковой повтор. Среди звуковых повторов различаются: а) по характеру звуков √ аллитерации (повторы согласных) и ассонансы (повторы гласных); б) по количеству звуков √ двойные, тройные и т.д. (А... А... и А... А... А...), простые и сложные (А... А... и ABC... ABC...), полные и неполные (ABC... ABC... и ABC... AC... BC...); в) по расположению звуков в повторе (ABC... BCA... AC... и пр.) √ терминология не установлена; г) по расположению повторов в словах, в стихах и т.д. √ анафора (А... √ А...), эпифора (... A √... A), стык (... A √ А...), кольцо (А... √... A) и их комбинации. Некоторые из этих повторов могут быть канонизированы и стать элементом стихосложения (аллитерация в анафоре стиха канонизирована в герм. и тюрк. аллитерационном стихе, сложная аллитерация с ассонансом в эпифоре стиха канонизирована в рифме ).

Повторы превращаются в систему: а) подбором присутствующих в тексте звуков (обычно) или отсутствующих (липо-грамматические стихи, как в древвне-индийской поэтике или в стихотворениях Г. Р. Державина, без звука «р»); б) расположением отобранных звуков по сходству (обычно) или по контрасту (в строках А. С. Пушкина «Пора, перо покоя просит, я девять песен написал» центральное слово «девять» контрастно выделяется на фоне аллитерации на «п»); в) сходством располагаемых звуков вполне точным (аллитерация на «и», ассонанс на «у») или приблизительным (аллитерация на губные согласные, ассонанс на закрытые гласные).

Осмысление получающихся таким образом фонических систем (связь «звук и смысл») происходит с различной степенью конкретности: а) звукоподражание или ономатопея («Знакомым шумом шорох их вершин...» √ Пушкин); б) «звуковой символизм» (так, для пушкинских строк «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» небезразлично, что по данным психологии звук «у» независимо от смысла слов обычно воспринимается как «тёмный», «тяжёлый», «грустный» и др.); в) звуковые ассоциации (аллитерирующие звуки напоминают о каком-то названном или неназванном «ключевом слове» √ такова теория анаграмм , разработанная Ф. де Соссюром). Но и независимо от такого прямого осмысления сам факт наличия звуковых перекличек в стихе обогащает текст внутритекстовыми связями и тем делает его потенциально более выразительным художественно. См. также Звукопись .

Лит.: Артюшков А., Стиховедение. Качественная фоника русского стиха, М., 1927; Брюсов В., Звукопись Пушкина, Избр. соч., т. 2, М., 1955; Брик О., Звуковые повторы, в сборнике: Поэтика, П., 1919; Бернштейн С., Опыт анализа «словесной инструментовки», в. сб.: Поэтика, в. 5, Л., 1929; Шенгели Г., Техника стиха, М.. 1960; Гончаров Б. П., Звуковая организация стиха и проблемы рифмы, М., 1973.

М. Л. Гаспаров.

Википедия

Фоника

Фо́ника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию. При широком толковании термина «фоника» в последнюю включается и учение о стихотворной ритмике . Однако более обычным и более чётким является ограничение понятия «фоника» изучением сочетаний гласных и согласных звуков в звуковых комплексах и их конструктивной функции в организации стихового ряда. В силу этого учение о рифме , как о звуковом повторе, относится к фонике, а ритмообразующая её роль входит в теорию ритма и композиции стиха.

Примеры употребления слова фоника в литературе.

Пани Кристина сделала вид, что идет в кухню, а тетя фоника подняла трубку.

Но Мандельштам, писавший мало и скупо, эстет в самом лучшем смысле этого слова, мастер фоники, почему он был так, казалось бы, небрежен к рифме, вполне отказаться от которой он совсем не имел намерения?

В текст прозы автор включает безыскусные народные песенки, явно преднамеренно сохраняя их лексику, фонику, ритм.

Источник: библиотека Максима Мошкова