Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

фетишизм в словаре кроссвордиста

фетишизм

Экономический словарь терминов

Словарь медицинских терминов

фетишизм (франц. fetiche идол, талисман) в сексопатологии

половое извращение, при котором половое влечение направлено на какие-либо предметы, чаще детали женского туалета.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

фетишизм

фетишизма, мн. нет, м.

  1. Религиозное поклонение фетишам (фетиш в 1 знач.; этнол.).

  2. перен. Слепое поклонение фетишам (фетиш во 2 знач.), слепая вера во что-н., наделение чего-н. мнимыми свойствами (книжн. неодобрит.). товарный фетиш (см. товарный; экон.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

фетишизм

-а, м.

  1. У первобытных народов: культ неодушевленных предметов, наделяемых сверхъестественными свойствами.

  2. Поклонение фетишам (во 2 знач.) (книжн.).

    прил. фетишистский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

фетишизм

м.

  1. Религиозное поклонение фетишам (1).

  2. перен. Слепое поклонение чему-л., слепая вера во что-л.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

фетишизм

в медицине - половое извращение, при котором объект, вызывающий половое влечение, - неодушевленный предмет (напр., волосы или детали туалета женщины).

фетишизм

в медицине - половое извращение, при котором объект, вызывающий половое влечение, - неодушевленный предмет (напр., волосы или детали туалета женщины).

фетишизм

ФЕТИШИЗМ (от франц. fetiche - идол, талисман) культ неодушевленных предметов - фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты - вера в амулеты, обереги, талисманы.

Большая Советская Энциклопедия

Фетишизм
  1. религиозное поклонение материальным предметам √ фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. С почитанием фетишей (столбов, камней и др.) у народов Западной Африки впервые познакомились португальские моряки в 15 в.; термин «фетиш» введён голландским путешественником В. Босманом в начале 18 в. Франц. учёный Ш. де Брос в сочинении «О культе богов фетишей» (1760, рус. пер. «О фетишизме», 1973) исследовал Ф. в религиях др. египтян, греков, римлян. Французские просветители рассматривали Ф. как архаичную форму религии, непосредственно связанную с невежеством (см. П. Гольбах, Система природы, М., 1940, с. 220√21). Для Г. Гегеля Ф. √ форма первоначальной, непосредственной религии √ колдовства, когда человек осуществляет косвенную власть над природой с помощью волшебного средства √ фетиша, достигая того, что ему нужно (см. «Философия религии», т. 1, М., 1975, с. 448). Ф. свидетельствует, по Гегелю, о переходе от непосредственно-вожделеющего к опосредованно-трудовому отношению к миру, от почитания непосредственных предметов природы к наделению их духовным смыслом.

    Характеристика Ф. в этнографии многозначна: Дж. Леббок основывал Ф. на первобытном веровании в возможность принудить божество исполнить желание человека; Э. Б. Тайлор, Г. Спенсер и др. считали Ф. формой анимизма (фетиши √ вместилища духа). Место Ф. в верованиях разных народов различно: у австралийцев фетиши √ чуринги √ символы и заменители тотемов; у сев.-амер. индейцев √ воплощение родовых покровителей; у народов Западной Африки √ личные покровители. Формы фетишей разнообразны: камни, куски дерева, части тела животного, изображения (идолы). Выбор фетиша мог быть случайным или определялся жрецом, колдуном. Известны случаи фамильярного отношения к фетишу: его кормили, ласкали за оказанную услугу, за нерадение били, даже выбрасывали и заменяли. В «мировых» религиях Ф. сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «чёрного камня» у мусульман.

    С. А. Токарев.

  2. Характерный для товарно-капиталистического общества процесс наделения продуктов труда сверхъестественными свойствами (самовозрастания стоимости и пр.), обусловленный овеществлением социальных отношений и персонификацией вещей. Структура фетишистского сознания и механизм процесса фетишизации были раскрыты К. Марксом при исследовании товарного фетишизма .

    Ф. √ это отождествление общественных и культурных функций предмета с естественными свойствами или вещи, или продукта человеческой деятельности, или природными особенностями индивида. Различные формы Ф. определяются именно тем, происходит ли отождествление социокультурных характеристик с натуралистическим бытием вещей, физически-телесным субстратом продукта человеческой деятельности или естественными особенностями индивидов.

    К. Маркс вначале анализировал Ф. как одну из ранних форм религии, «религии чувственных вожделений» (см. К, Маркс Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с 98, 410), для которой характерна закабалённость предметами, превращение представлений человека в свойства самой вещи. В последующем, по мере развития его социально-экономической теории, К. Маркс рассматривает Ф. как структурный элемент общественного сознания антагонистической формации.

    Для К. Маркса Ф. √ это не только общий и постоянный элемент религии, но и целого ряда форм сознания, далёких от религии в собственном смысле слова. В религиозном мире «... продукты человеческого мозга представляются самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг с другом. То же самое происходит в мире товаров с продуктами человеческих рук. Это я называю фетишизмом...» (там же, т. 23, с. 82). Наделение предметов магическими свойствами, их сакрализация, освящение присущи не только религиозному сознанию, но и различным формам «светского» сознания (алхимия, буржуазная политэкономия, особенно в её вульгарной форме, и др.). В теории фетишизма К. Марксом была не только вскрыта структура и формы фетишистского сознания, но и показана социально-экономическую обусловленность Ф. буржуазными производственными отношениями. К. Маркс связывает Ф. со сращением культурно-социальных функций вещи с её материальным субстратом. При этом объект Ф. становится неким магическим средством, призванным обеспечить достижение желаемого результата, т. е. продукт деятельности становится «чувственно-сверхчувственной вещью».

    В современной марксистской литературе подчёркивается методологическое значение теории Ф. для изучения Ф. как этапа в развитии религии (Г. П. Францов, Б, И. Шаревская, А. Ф. Анисимов), существующего не только в автохтонных культах (например, Африки), но и в качестве пережитка в христианстве, для выявления Ф. как наиболее общего и постоянного элемента религии вообще (С. А. Токарев). Не только марксистские историки религии и этнографы, но и социологи обращаются к теории Ф., развитой К. Марксом, при анализе деформирующего влияния Ф. на принципы научного знания (смешение сущности и видимости, утилитаристское понимание идеала научности и т.п.), критики различных форм «массовой культуры» и потребительского сознания, осмысления тенденций социально-психологических процессов в буржуазном обществе.

    А. П. Огурцов.

  3. Ф. в медицине, половое извращение , при котором сексуальное влечение направлено на различные предметы (например, обувь, чулки, бельё), принадлежащие любимому человеку.

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об атеизме, религии и церкви. [Сборник], М., 1971, с. 458√70; Маркс К., Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1√2; Маркс К., Критика политической экономии, там же, т. 46, ч. 1√2; Харузина В. Н., Заметки по поводу употребления слова: фетишизм, «Этнографическое обозрение», 1908, ╧1√2; Рубин И. И., Очерки по теории стоимости Маркса, М. √ Л., 1929; Марк А., Критика фетишизму в творчостi Маркса, Харькiв, 1931; Францов Г. П., У истоков религии и свободомыслия, М. √ Л., 1959; Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Althusser L., Ranciere J., Macherey P., Lire ie capital, t. 1, P., 1965.

Википедия

Фетишизм

Фетишизм:

  • Религиозный фетишизм — культ неодушевлённых вещей, выраженный в обожествлении или слепом поклонении этим вещам.
  • Сексуальный фетишизм — разновидность отклонения от традиционного сексуального поведения.
  • Товарный фетишизм — понятие марксизма.

Примеры употребления слова фетишизм в литературе.

Она считает подобный фетишизм нелепостью и, пожав плечами, уносит коллекцию своих наград в лабораторию.

Я думаю, что литературный кружок, в который он вошел после Севастополя, чрезмерно старался - в лице Дружинина, Тургенева и Анненкова - начинить молодого офицера фетишизмом по отношению к великому драматургу и свойственная натуре Толстого реакция приняла грубокую и неискоренимую форму.

Фетишизм представляет собой специальный вид включения, в котором мужчина получает толчок от определенной части женского тела или от каких-либо женских личных принадлежностей: волос или лент, рук или перчаток, ног или туфлей.

Ни в чем другом не сказывается так ярко мелкобуржуазный фетишизм, как в этом стремлении заслониться от реальных сил голыми формами государственной собственности на землю или кооперативного объединения мелких производителей, независимо от содержания, которыми эти формы наполняются.

Все они, за исключением грубых зимних панталон, были неношеными, из чего Фредди сделал вывод, что Михель склонен к фетишизму.

Грубым фетишизмом было бы думать, что национализация состоит в присвоении государством машин и фабричных корпусов.

Было бы грубым фетишизмом думать, будто старые кадры только потому, что они вышли из лучшей в мире революционной школы, заключают в себе самодовлеющие гарантии против всех и всяких опасностей идейного измельчания и оппортунистического перерождения.

Происхождение политеизма из фетишизма путем последовательных переселений расы бого-государей в иной мир, происхождение, поясняемое в греческой мифологии как точной генеалогией богов, так и апофеозом позднейших из них, поддерживается той же гипотезой.

Точно так же как Маркс, говоря о деятельностном конституировании товара и его стоимости, ввел понятие товарного фетишизма как стремления рассматривать товар вне его деятельностного конституирования, можно ввести понятие информационного или предметного фетишизма как стремления рассматривать знание, предметность вне ее деятельностного конституирования.

Принцип присущности еще очень сильно страдает фетишизмом слова, наивно предполагавшим, что слово всегда совпадает с предметом.

А в ветвях этого древа зла расселись всякие другие бесы, которых в наше время называют просто нервными, душевными или психическими болезнями: паранойя, мания величия, мания преследования, шизофрения, или расщепление личности, маниакальные депрессии, эгоцентризм и эгомания, нарциссцизм, комплекс саморазрушения, комплекс кастрации, эпилепсия, истерия, ипохондрия, алкоголизм, наркомания, нимфомания, сатириаз, или комплекс донжуана, садизм, мазохизм, садомазохизм, фетишизм, вуайеризм, вампиризм, каннибализм, эксгибиционизм, копрофилия, уринофилия, комплекс Лолиты, ротовой эротизм, куннилингус и феллацио, трансвестизм, гермафродитизм, нервные параличи, дегенеративное старческое слабоумие, клептомания, клаустрофобия и агорафобия, скотоложство и труположество и так далее прочее.

А в ветвях этого древа зла расселись всякие другие бесы, которых в наше время называют просто нервными, душевными или психическими болезнями: паранойя, мания величия, мания преследования, шизофрения, или расщепление личности, маниакальные депрессии, эгоцентризм и эгомания, нарциссцизм, комплекс саморазрушения, комплекс кастрации, эпилепсия, истерия, ипохондрия, алкоголизм, наркомания, нимфомания, сатириаз, или комплекс донжуана, садизм, мазохизм, садомазохизм, фетишизм, вуайеризм, вампиризм, каннибализм, эксгибиционизм, копрофилия, уринофилия, комплекс Лолиты, ротовой эротизм, куннилингус и феллацио, трансвестизм, гермафродитизм, нервные параличи, дегенеративное старческое слабоумие, клептомания, клаустрофобия и агорафобия, скотоложство и труположество и так далее прочее.

Но тогда, когда процессы эти отсутствуют, извращение сохраняется и в зрелой жизни, и там, где мы встречаем у взрослого какое-то сексуальное отклонение - перверсию, фетишизм, инверсию, - там мы с полным правом ожидаем путем амнезического исследования раскрыть подобное фиксирующее событие детского периода.

Источник: библиотека Максима Мошкова