Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

учебник в словаре кроссвордиста

учебник

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

учебник

учебника, м. Учебная книга, учебное руководство. Школьный учебник. Учебник немецкого языка. Стабильный учебник.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

учебник

-а, м. Книга для обучения какому-н. отдельному предмету. Школьный, вузовский у. У. физики (по физике). У. русского языка (по русскому языку).

прил. учебниковый, -ая, -ое (разг.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

учебник

м. Книга, предназначенная для изучения какого-л. учебного предмета.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

учебник

книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний; основной и ведущий вид учебной литературы.

Большая Советская Энциклопедия

Учебник

книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида учебных заведений (общеобразовательная школа, профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения и др.), а также для самообразования создаются У., отвечающие целям и задачам обучения и воспитания определенных возрастных и социальных групп.

История У. начинается в глубокой древности. Шумерийские глиняные дощечки с учебными текстами насчитывают 4,5 тыс. лет. В античном мире некоторые сочинения древних авторов содержали систему научных знаний и использовались в качестве учебных книг, например «Начала» Евклида (около 300 до н. э.) служили У. геометрии в течение многих веков (до конца 19 в. насчитывалось 2500 печатных изданий «Начал» в разных странах). В средние века, когда церковь заняла господствующее место в просвещении, для обучения использовались богослужебные книги («Псалтырь», «Часослов» и др.). В связи с развитием книгопечатания духовенство лишилось монополии на образование (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 350√51). В 17 в. чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский обосновал роль и значение У. как массового учебного средства, реализующего основные принципы дидактики. Созданный им первый иллюстрированный У. «Мир чувственных вещей в картинках» (1658) явился образцом для создателей У. в течение нескольких столетий.

Первым русским печатным У. была азбука (букварь), изданная Иваном Федоровым во Львове в 1574. Из четырёх веков существования русских печатных У. 1-я треть приходится на букварно-грамматические У., среди которых наиболее значительны грамматика Зизания (1596), грамматика М. Смотрицкого (1619, служила У. более 100 лет до появления «Российской грамматики» М. В. Ломоносова в 1757), букварь Кариона Истомина (1694, полностью гравирован Л. Буниным), носивший светский характер. В 1703 вышла «Арифметика» Л. Магницкого, являвшаяся до конца 18 в. основным У. арифметики и алгебры. Характерно, что первой книгой гражданского шрифта, введённого Петром 1, был У. √ «Геометриа славенски землемерие» (1708). В 1760 вышел «Краткий российский летописец с родословием» √ первый У. отечественной истории, написанный Ломоносовым. В конце 18 √ начале 19 вв. Комиссией об учреждении народных училищ были выпущены У. по математике, физике, химии, географии, естествознанию, иностранным языкам и др. В середине 19 в. успехи естественных наук, подъём общественно-педагогического движения за демократизацию обучения определили новое направление в подходе к составлению У. Образцом этого явилось «Родное слово» (книга для чтения) К. Д. Ушинского (1864, книга имела 146 изданий), основная идея которого состояла в реализации в процессе обучения единства речи и мышления, мышления и чувственного опыта. Вслед за ним вышли У. для народных школ, написанные последователями идей Ушинского В. И. Водовозовым, Н. А. Корфом и др. В конце 19 √ начале 20 вв. появляются У. по физике К. Д. Краевича и А. В. Цингера, по алгебре и геометрии Л. П. Киселева и С. П. Рыбкина, по географии А. С. Баркова, А. А. Крубера, С. С. Григорьева и С. В. Чефранова, выдержавшие многократные издания (некоторые из них в переработанном виде использовались в сов. школе √ например учебник Киселева по алгебре имел 42 издания, выходил до 1965, его же У. по геометрии имел 31 издание и выходил до 1970).

В период становления сов. системы народного образования в центре внимания было создание принципиально новых учебных программ, отвечающих целям и задачам обучения и воспитания подрастающих поколений строителей коммунистического общества. Дореволюционные У., особенно по гуманитарным дисциплинам, при новых программах оказались непригодными, а попытки приспособить их к условиям сов. школы не могли дать положительных результатов. Отказ от дореволюционных У. перерос в отрицание необходимости стабильных У. вообще. В 20-х √ начале 30-х гг. получили распространение т. н. рабочие книги, «рассыпные» У., журналы-учебники и даже газеты-учебники. ЦК ВКП (б) в постановлении «Об учебниках для начальной и средней школы» (12 февраля 1933) осудил такую практику подготовки У. и обязал Наркомпрос РСФСР и ОГИЗ обеспечить издание стабильных школьных У. С этого времени в СССР ведётся систсматическая работа по созданщо и выпуску У., рассчитанных на их применение в течение длительного времени. В основе этой работы лежит указание В. И. Ленина о том, что «... главная задача всякого руководства: дать основные понятия по излагаемому предмету и указать, в каком направлении следует изучать его подробнее и почему важно такое изучение» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 40). Огромное значение для формирования теоретических основ и практики подготовки У. имели многочисленные статьи, рецензии и выступления Н. К. Крупской по этим вопросам.

Советские школьные У. являются средством осуществления учебно-воспитательных задач, стоящих перед школой: систематического, прочного и сознательного усвоения знаний, формирования у школьников марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистической нравственности. Общий уровень подготовки по основам наук, воспитательный эффект обучения находятся в прямой зависимости от качества школьного У. Ещё Ушинский писал: «... При хорошем учебнике и благоразумной методе и посредственный преподаватель может быть хорошим, а без того и другого и лучший преподаватель... долго, а может быть, и никогда не выйдет на настоящую дорогу» (Собр. соч., т. 11, 1952, с. 48). Высокое качество У. √ это воплощение передовых методических идей, одна из основ эффективности учительского труда.

В практике подготовки и издания сов. У. сложились определенные принципы как по их содержанию, так и по методическому построению, требования к языку, художественному оформлению, полиграфическому исполнению и гигиене издания. Содержание сов. У. определяется учебной программой. Основные требования, предъявляемые к школьному У.: знания должны раскрывать основы данной науки, всемерно содействовать воспитанию учащихся, формировать научное мировоззрение и готовить к практической деятельности, знания должны быть вполне доступны для учащихся данных возрастных групп.

В У. знания подаются в определенной методической обработке и методическом построении, которые обусловливают приёмы усвоения учащимися знаний и содействуют развитию их мышления и эмоций. Правильное методическое построение У. (соотношение его компонентов √ текстов, иллюстраций, аппарата и т.д.) делает его содержание соответствующим целям и процессу усвоения знаний учащимися. Характерной чертой современного сов. У. является то, что он создаётся и используется как составная часть учебного комплекса (учебник √ сборник задач и упражнений √ книги для чтения и хрестоматии √ справочники и словари √ материалы для организации самостоятельной работы учащихся). Разработка учебных комплексов, превращение их в функциональное единство элементов (систему) создаёт новое качество, а сами элементы комплекса, прежде всего У., приобретают новые системные свойства. У. всё активнее выступает в роли интегрирующего и организующего средства.

Начавшееся в середине 60-х гг. введение в сов. общеобразовательной школе новых программ обусловило создание У., призванных привести уровень образования учащихся в соответствие с новыми задачами коммунистического строительства, с требованиями научно-технического прогресса. Над проблемами школьного У. работают многочисленные научно-исследовательские педагогические центры, учебно-педагогические издательства, к составлению У. привлечены видные учёные, писатели, художники. Наряду с развитием и совершенствованием теоретических основ и методики традиционных У. появился новый вид учебной книги √ программированный учебник .

Учебную литературу, предназначенную для профессиональной подготовки и системы повышения квалификации, в том смысле, как это принято для средней общеобразовательной школы, У. назвать нельзя, т.к. в большинстве случаев √ это руководства, приближающиеся к производственной литературе и отвечающие практическим задачам подготовки квалифицированного работника.

У. для высшей школы в отличие от школьных, как правило, излагают не основы, а самую науку. У. для вузов готовятся как по общенаучным дисциплинам, так и по многочисленным специальностям. Дифференциация наук, появление новых направлений приводят к относительно быстрому старению вузовских У. по специальностям, в дополнение к ним выпускаются различного рода учебные издания (лекции, семинары, избранные главы по той или иной научной теме и др.).

Подготовка и издание У. в СССР √ дело большой государственной важности. Об этом свидетельствуют постановления ЦК партии, Сов. правительства по вопросам подготовки, издания и распространения У. У. √ самая массовая и доступная книга в СССР. В 1975 только для средних общеобразовательных школ было издано около 2400 названий У. на 52 языках, тиражом свыше 300 млн. экз. Учреждены ежегодные Государственные премии за У.; в 1970√76 Государственными премиями отмечено свыше 20 У. для средней общеобразовательной школы, средних специальных и высших учебных заведений.

Больших успехов в подготовке и издании У. достигли и др. социалистические страны. Развивается содружество учебно-педагогических издательств СССР с издательствами ГДР, ПНР и др., активно исследуются пути совершенствования современных У. в различных научно-исследовательских педагогических учреждениях.

В капиталистических странах, как правило, подготовка и выпуск У. децентрализованы, по одному и тому же учебному предмету выпускаются несколько параллельных конкурирующих У., что объясняется отсутствием единых школьных учебных программ и др. причинами.

Лит.: Ленин В. И., О воспитании и образовании. [Сб. ст.], 3 изд., М., 1973; Пед. соч. в 10 тт., Крупская Н. К., т. 3, М., 1959, т. 10, М., 1962; Народное образование в СССР. Сб. документов. 1917√1973, М., 1974; Проблемы школьного учебника. (Сб. ст.], в. 1√4, М., 1974√76; Preparing textbook manuscripts. A guide for authors in developing countries, [P.], UNESCO, 1970.

И. М. Терехов.

Википедия

Учебник

Учебниккнига , содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования , на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения .

Учебники составляются с учётом возрастных и социальных особенностей их потенциальной читательской аудитории. Учебная литература выпускается как государственными, так и частными издательствами и находится под контролем государственных служб.

От простоты, понятности, правильности написания текста учебника при его составлении зависит успеваемость обучающихся по нему учеников.

Развитие идеи учебника привело к созданию новых его форм, не имеющих воплощения в виде книги. Примером могут служить следующие виды учебников:

  • учебники на основе технологии HTML ,
  • викиучебник - бесплатный интернет-ресурс, где каждый может читать, копировать, издавать и изменять содержимое учебников,
  • аудиоучебник - художественное или познавательное произведение, аудиокурсы, записанные в аудиоформате профессиональным актёром или группой актеров,
  • электронный учебник – электронный вариант бумажного учебника; устанавливается на планшет учащегося и является интерактивным: содержит гиперссылки на встроенные энциклопедии, более развернутое иллюстрирование с возможностью его прокрутки, кросс-ссылки между разными разделами учебника, а также позволяет использовать аудио- и видеоматериалы, графики.

Примеры употребления слова учебник в литературе.

По пути вниз она сделала остановку в абонементном отделе и, подойдя к полкам, выбрала два учебника итальянского языка и итальянский же словарь.

Это я понимал и раньше, читал о жесткости в учебниках, много раз слышал о том же от Августа Ивановича Шелеста, который систематически отстаивал и развивал в своих трудах принцип жесткости в конструировании авиамоторов и воспитывал нас, своих учеников, в духе этого же принципа.

Им написан толковый учебник для высшей спецшколы НКВД по привлечению к агентурному сотрудничеству иностранцев.

Старинная лоция Азовского моря соседствовала с учебниками астрономии и навигации.

Горный рельеф здесь настолько четкий, логичный, что кажется, будто кто-то его искусственно составлял, заглядывая при этом в альпинистский учебник.

Демиурга нового мира или лидера второй мировой сверхдержавы в амплуа секретаря крайкома, отвечающего за все, что происходит на подведомственной ему территории, - от заготовки кормов до обеспечения школьников учебниками.

Дод не только учился по учебнику Градова, но и несколько его лекций слушал, которые всякий раз оказывались своего рода событиями в культурной жизни, на них немало и гуманитариев съезжалось, а однажды Дод даже умудрился пролезть в аудиторию градовской операции: сложнейшие анастомозы под местной анестезией, незабываемо!

Востока и Юга страны, а также Москвы, проштудировал, по совету академика Бардина, 2 учебника металлургии как следует, прочел немыслимое количество брошюр новаторов производства, изучил биографии таких крупнейших русских металлургов, как Аносов, Чернов, Павлов, Байков, Бардин, изучил биографии Дзержинского, Куйбышева, Орджоникидзе, которые будут показаны в моем романе.

У Анны в учебниках и хрестоматиях -- какую ни возьми, так история древнего мира -- почти сплошь карликовая Греция и Рим, которые существовали весьма ограниченное по историческим масштабам время в маленьком аппендиксе небольшого материка.

И фразы в школьных учебниках конца века - об объективности исторических процессов и безволии руководства.

Дело было даже не в том, что Белоусов читал лекции по своим записям, а не по учебнику.

После службы Ермаков до поздней ночи просиживал над учебниками на кухне однокомнатной квартиры, которую устроил молодоженам тесть, готовился к вступительным экзаменам в Академию Генштаба, а Галину потянуло к прежней богемной жизни.

В разное время и в разных местах он проектировал суда для среднеазиатских рек, организовывал вечерние курсы для рабочих, составлял учебники, устраивал театр теней, дрессировал животных, летал на аэроплане, плавал на подводной лодке, изучал на практике бондарное, токарное, слесарное и другие производства, ставил балет в Народном доме, читал лекции рабфаковцам, занимался агротехникой.

Прочитать бурсацкий учебник так же легко, как перекусить толстую веревку.

Он спрятался в колледже и засел за скучные учебники, мечтая скорее об освобождении, чем о дипломе в качестве награды за этот труд.

Источник: библиотека Максима Мошкова