Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

терцет

(тэрцет), терцета, м. (ит. terzetto).

  1. Вокальное произведение для трех голосов (муз.).

  2. Трехстишие, строфа в три строки (лит.). Сонет состоит из двух четверостиший и двух терцетов.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

терцет

[тэ], -а, м. (спец.).

  1. Вокальное произведение для трех голосов.

  2. Строфа из трех стихов (в 1 знач.).

    прил. терцет-ный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

терцет
  1. м.

    1. Ансамбль из трех исполнителей (обычно вокальный); трио.

    2. Музыкальное произведение или его часть для трех исполнителей - голосов или инструментов - с особой партией для каждого.

  2. м. Строфа в сонете, состоящая из трех строк; терцина.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

терцет

ТЕРЦЕТ (от лат. tertius - третий)

  1. один из видов вокальных ансамблей из 3 исполнителей в опере, оратории, оперетте (сравни со ст. Трио), а также музыкального произведения для этого состава.

  2. терцет в стихосложении - см. Сонет.

Большая Советская Энциклопедия

Терцет

(итал. terzetto, от лат. tertius ≈ третий),

  1. в стихосложении строфа из 3 стихов (строк). Может иметь 2 вида: все 3 стиха на одну рифму или 2 стиха рифмуют, 3-й без рифмы. Распространения не получил. В узком смысле слова Т. называются трёхстишные части сонета .

  2. В музыке музыкальный ансамбль из трёх исполнителей (трио, главным образом вокальное), а также музыкальное произведение для этого ансамбля (вокальный Т. ≈ с инструментальным сопровождением или без него).

Википедия

Терцет

Терце́т, трёхстишие  — строфа из трех стихов , обычно в рифмованном стихотворении.

Терцет является обязательным структурным элементом ряда твёрдых форм — в частности, сонета , терцин и вилланели ; одиночным терцетом, построенным по особым правилам, завершается также секстина .

По-видимому, рифмованное трёхстишие было введено в практику мировой поэзии Данте и Петраркой , разработавшими структурные схемы терцин и сонета соответственно.

Nel mezzo del cammin di nostra vita mi ritrovai per una selva oscura, ché la diritta via era smarrita. Ahi quanto a dir qual era è cosa dura esta selva selvaggia e aspra e forte che nel pensier rinova la paura! (Данте Алигьери, Боже́ственная коме́дия, Ад, I, 1-6)

Применительно к нерифмованным стихотворениям и к самостоятельным трёхстрочным текстам (в частности, к хайку ) в русской практике термин «терцет» обычно не употребляется.

Примеры употребления слова терцет в литературе.

Именно поэтому канте хондо, и особенно сигирийя, производит на нас впечатление пропетой прозы: разрушается всякое ощущение ритмического размера, хотя на самом деле тексты песен составлены из терцетов и катренов с ассонансной рифмой.

Денисова В терцетах Маньи продолжают нагнетаться петраркистские клише без какого-либо интонационного и тематического переключения темы катренов, как этого требует принцип тематического развития сонетной формы.

Отходя от сложной системы рифмовки терцетов, столь любимой итальянскими сонетистами, Уайет рифмовал в каждом терцете две последние строки.

Последние строки почти дословно повторяют заключительный терцет сонета К.

Не исключено в связи с этим, что выраженное в заключительном терцете желание отдать другой донне неразделенную любовь носит не жизненный, а литературный характер.

Симфония, три фантазии для фортепьяно в четыре руки, семь струнных квартетов, три увертюры, три кантаты, полтора десятка песен, менуэты,арии, каноды, терцеты, хоровые пьесы.

Молодой, малоизвестный композитор писал за небольшой гонорар несколько арий, дуэтов, терцетов, и они вставлялись в партитуру маститого мастера.

Я предпочел включить свет и снова погрузиться в глубины монотонности терцетов, где звучит голос, который одновременно говорит и плачет, повторяя мне раз за разом, что нет большей печали, чем вспоминать о счастливых временах, будучи обездоленным.

Доказательством может служить и сравнение терцетов этого же сонета: Маньи завершает свой сонет следующим образом: О робкие шаги, о пламень жгучий, О сладкий бред, о мыслей рой летучий, Кружащийся во сне и наяву, О этих глаз печальные фонтаны, О боги, небеса, вас неустанно В свидетели любви моей зову.

Сонет варьирует дантовскую тему, развивая мысль терцетов 75 в самостоятельное стихотворение.

Добавим, что мотив колебаний от радости к горю, от тревоги - к успокоению, содержащийся в терцетах, част и в средневековой лирике.

Источник: библиотека Максима Мошкова