терцет в словаре кроссвордиста
терцет
- Ансамбль из 3 исполнителей
- Стихотворная строфа из трёх строк
- Трёхстишие
- Музыкальное произведение для трех исполнителей
- Вокальное произведение для трех голосов
- Музыкальная пьеса для трёх голосов или инструментов
- В музыке: вокальное произведение для трех голосов; 3 строки в сонете
- Вокальный ансамбль из трех исполнителей, например, в опере
- Синоним трио
- Строфа из трех стихов
- Строфа из трех строк
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
(тэрцет), терцета, м. (ит. terzetto).
Вокальное произведение для трех голосов (муз.).
Трехстишие, строфа в три строки (лит.). Сонет состоит из двух четверостиший и двух терцетов.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
[тэ], -а, м. (спец.).
Вокальное произведение для трех голосов.
-
Строфа из трех стихов (в 1 знач.).
прил. терцет-ный, -ая, -ое.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
-
м.
Ансамбль из трех исполнителей (обычно вокальный); трио.
Музыкальное произведение или его часть для трех исполнителей - голосов или инструментов - с особой партией для каждого.
м. Строфа в сонете, состоящая из трех строк; терцина.
Энциклопедический словарь, 1998 г.
ТЕРЦЕТ (от лат. tertius - третий)
один из видов вокальных ансамблей из 3 исполнителей в опере, оратории, оперетте (сравни со ст. Трио), а также музыкального произведения для этого состава.
терцет в стихосложении - см. Сонет.
Большая Советская Энциклопедия
(итал. terzetto, от лат. tertius ≈ третий),
в стихосложении строфа из 3 стихов (строк). Может иметь 2 вида: все 3 стиха на одну рифму или 2 стиха рифмуют, 3-й без рифмы. Распространения не получил. В узком смысле слова Т. называются трёхстишные части сонета .
В музыке музыкальный ансамбль из трёх исполнителей (трио, главным образом вокальное), а также музыкальное произведение для этого ансамбля (вокальный Т. ≈ с инструментальным сопровождением или без него).
Википедия
Терце́т, трёхстишие — строфа из трех стихов , обычно в рифмованном стихотворении.
Терцет является обязательным структурным элементом ряда твёрдых форм — в частности, сонета , терцин и вилланели ; одиночным терцетом, построенным по особым правилам, завершается также секстина .
По-видимому, рифмованное трёхстишие было введено в практику мировой поэзии Данте и Петраркой , разработавшими структурные схемы терцин и сонета соответственно.
Nel mezzo del cammin di nostra vita mi ritrovai per una selva oscura, ché la diritta via era smarrita. Ahi quanto a dir qual era è cosa dura esta selva selvaggia e aspra e forte che nel pensier rinova la paura! (Данте Алигьери, Боже́ственная коме́дия, Ад, I, 1-6)Применительно к нерифмованным стихотворениям и к самостоятельным трёхстрочным текстам (в частности, к хайку ) в русской практике термин «терцет» обычно не употребляется.
Примеры употребления слова терцет в литературе.
Именно поэтому канте хондо, и особенно сигирийя, производит на нас впечатление пропетой прозы: разрушается всякое ощущение ритмического размера, хотя на самом деле тексты песен составлены из терцетов и катренов с ассонансной рифмой.
Денисова В терцетах Маньи продолжают нагнетаться петраркистские клише без какого-либо интонационного и тематического переключения темы катренов, как этого требует принцип тематического развития сонетной формы.
Отходя от сложной системы рифмовки терцетов, столь любимой итальянскими сонетистами, Уайет рифмовал в каждом терцете две последние строки.
Последние строки почти дословно повторяют заключительный терцет сонета К.
Не исключено в связи с этим, что выраженное в заключительном терцете желание отдать другой донне неразделенную любовь носит не жизненный, а литературный характер.
Симфония, три фантазии для фортепьяно в четыре руки, семь струнных квартетов, три увертюры, три кантаты, полтора десятка песен, менуэты,арии, каноды, терцеты, хоровые пьесы.
Молодой, малоизвестный композитор писал за небольшой гонорар несколько арий, дуэтов, терцетов, и они вставлялись в партитуру маститого мастера.
Я предпочел включить свет и снова погрузиться в глубины монотонности терцетов, где звучит голос, который одновременно говорит и плачет, повторяя мне раз за разом, что нет большей печали, чем вспоминать о счастливых временах, будучи обездоленным.
Доказательством может служить и сравнение терцетов этого же сонета: Маньи завершает свой сонет следующим образом: О робкие шаги, о пламень жгучий, О сладкий бред, о мыслей рой летучий, Кружащийся во сне и наяву, О этих глаз печальные фонтаны, О боги, небеса, вас неустанно В свидетели любви моей зову.
Сонет варьирует дантовскую тему, развивая мысль терцетов 75 в самостоятельное стихотворение.
Добавим, что мотив колебаний от радости к горю, от тревоги - к успокоению, содержащийся в терцетах, част и в средневековой лирике.
Источник: библиотека Максима Мошкова