Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Википедия

Теопасхизм

Теопасхи́зм, или феопасхи́зм (от — «Бог, Божество» + — «претерпевать, страдать»; буквально: «богостражничество», или «богострадание») — учение монофизитов и миафизитов , согласно которому Христос страдал на Кресте божественной природой. Другое название этой ереси, употребленное безымянным автором трактата «Предестинат» — феопонитарум ( от — «Бог, Божество» + — «страдать, мучиться, болеть»). Соответственно, те кто является приверженцами данного учения называются: феопасхи́ты (теопасхи́ты) или феопони́ты .

В своем окружном соборном послании одним из первых осудил феопасхизм в IV веке папа Римский Дамас , провозгласив на всех его последователей анафему:

Кто говорит, что в крестных страданиях Сын Божий болезновал Божеством, а не плотью и разумною душой, которую, как говорит святое Писание, восприял Он в образе раба, анафема да будет.

Кто не допускает, что Бог-Слово пострадал плотски, распят был плотски, вкусил смерть плотски и соделался перворожденным из мертвых, поколику Он, как Бог, есть жив и Слово животворящее, — анафема будет.

«Богостражники» описаны Филастрием в книге «Liber de Haeresibus» и Августином в книге «De Haeresibus ad Quodvultdeum Liber Unus»; у первого автора это 92 ересь, у второго автора это 73 ересь. У обоих авторов данные еретики без названия.

Одним из главных распространителей теопасхизма считается Петр Фуллон — патриарх Антиохийский (90-е годы V века). Петр сделал добавление к Трисвятому — «распятый за нас» , которым хотел выразить, что в страданиях Христовых страдало не только его божество, но и вся Святая Троица . Множество последователей теопасхизма было в Александрии в патриаршество Иоанна Милостивого (609—620).

С обличением взглядов теопасхитов выступили Анастасий Синаит («Путеводитель», гл. 12), патриарх Константинопольский Никифор I , Никита Стифат , Исидор Пелусиот («24 Письмо к Феофилу»); Тимофей пресвитер Константинопольский («О способе принятия еретиков», сочинение вошло в Славянскую Кормчую ); особенно ревностно обличал теопасхитов патриарх Константинопольский Фотий (284 письмо: «Против содержащих ересь феопасхитов», 285 письмо, сочинение Мириобиблион , Евфимий Зигабен , Никифор Каллист Ксанфопул , Никодим Святогорец , Максим Грек .

Иоанн Дамаскин в своём сочинении «Книга о правой вере» писал о том, что 4 Вселенский собор осудил ересь теопасхитов, которую исповедовали Евтихий и Диоскор :

«Четвертый собор, что в Халкидоне 630 на Евтихия и Диоскора феопасхитов».

На пятом заседании Второго Никейского собора Патриарх Константинопольский Тарасий в своей речи против иконоборцев , перечисляя еретиков , упоминает среди них и феопасхитов: Феофан Исповедник в своей книге «Хронография» сообщает, что в 536 году в Константинополе был церковный собор во главе с Римским папою Агапитом против феопасхитов:

«и переведен был в Константинополь Анфим еретик, епископ Трапезундский; в это же время Агапит, епископ Римский, прибыв в Константинополь, составил собор против нечестивого Севера , Юлиана Галикарносского и других феопасхитов, в числе которых и Анфим, епископ Константинопольский, как единомышленник их, был низвержен и прогнан после десятимесячного епископства.»

В 862-63 годах в Ширакаване был церковный собор, где решался вопрос о соединении греческой и армянских церквей. Патриарх Фотий прислал к католикосу армянскому Захарий послание с анафематизмами , которые предлагал подписать. Пятнадцатый анафематизм был против теопасхизма: «Если кто не исповедует, что Бог — Слово страдал Своей нераздельной Плотью, что бесстрастное, неотчуждаемое Его Божество не страдало, будучи во Плоти и страданиях, таковой да будет проклят.»

В православный греческий и славянский Чин отречения от ересей армянской и яковитской вошла анафема против теопасхизма: «Пропове́дующим нам Го́спода Иису́са Христа́ стра́стного по божеству́ да бу́дут про́кляти .»

Неприятие догмата Халкидона о том, что в воплотившемся Сыне Божии обе природы : божественная и человеческая не изменяются и не сливаются, а свойства их сохраняются, неизбежно ведет к феопасхизму.

Феопасхизм является фундаментальным догматическим отличием в христологии учения Православия и Католичества — с одной стороны, от учения Сирийской церкви , Коптской церкви , Эфиопской церкови , Армянской церкви — с другой стороны.